Алексей Копцев, «Растаманская флотилия Ольги Арефьевой»

Рецензия Алексея Копцева на альбом «Кон-Тики» с сайта sqd.ru. «Растаманская флотилия Ольги Арефьевой» 30 июня 2004

…Арефьева — настоящая женщина. Мудрая, чувственная и, не побоюсь этого слова, сексуальная. Не бесполая эмансипе с пожелтевшеми пальцами и циничным взглядом на мир, а утонченная красавица, окруженная аурой магической «нездешнести».

Ольга Арефьева испытывает странную привязанность ко флоту. Сначала назвала свою группу «Ковчегом», а теперь выпустила альбом с морским названием «Кон-Тики». Помните, был такой путешественник Тур Хейердал? Этому замечательному «плоту и человеку» посвящает Арефьева свои новые песни.

«Кон-Тики» по моим подсчетам — десятый* альбом певицы. Ольга появилась на рок- сцене десять лет назад и сразу стала наиболее интересной и вменяемой отечественной рок-исполнительницей. Ажиотажного спроса на музыку «Ковчега» никогда не было. Да и до сих пор команду слушает совсем небольшая, зато проверенная армийка поклонников. Народ интеллигентный и культурный. Материал требует особого к себе отношения.

Арефьева — настоящий профессионал (позади отделение «эстрадного вокала» Московской консерватории**), и это чувствуется во всем. В отлично поставленном голосе, ажурных гармониях, ироничных текстах. Арефьева — настоящая женщина. Мудрая, чувственная и, не побоюсь этого слова, сексуальная. Не бесполая эмансипе с пожелтевшеми пальцами и циничным взглядом на мир, а утонченная красавица, окруженная аурой магической «нездешнести».

В своей прошлой жизни она, наверное, была нубийской или ямайской принцессой, поэтому в песнях столько африканской энергетики. «Кон-Тики» не стал исключением. Заглавная композиция начинается с песнопений черных колдунов, превращаясь в мощное рэгги. А помните Олину знаменитую «Дорогу в рай»? В новом альбоме есть ее продолжение — это отчаянная и пронзительная «Каждый шаг через больно». Песня сильной женщины, способной поделиться своей силой со слушателями, показать дорогу наружу. А помогают ей разбитый электроорган и растаманская гитара.

Любовь, как коктейль из полета и боли
Поболей-трава, через больно — на волю

Арефьева сводит вместе самые разные культуры. Шаманское горловое пение и карибские знойные риддимы. В рэгги про зиму поют крайне редко, а Ольга не побоялась — сочинила песенку «Скоро зима». Вот якут и камлает теперь на желтом ямайском пляже. И особо от этого не расстраивается.

Между треками — песни русских старушек. Не бабкинский эстрадный глянец, а настоящая душа народная. А в песенке «Осень» мы уже слышим совсем нетипичное для Арефьевой кантри, волшебный дудук в дуэте с монотонным осенним дождем.

Трек «Контролеры» — дань любви к театру, настоящая песня-зарисовка, рассказывающая о существах, компостирующих мозги несчастных граждан. Музыка не отстает от текста — тут вам и таперское пианино, и хулиганская гитара, ну и, конечно, голос Ольги, выделывающий фортеля и милые безобразия.

И будь ты хоть негром
Преклонным и черным
И будь ты хоть певчим соборного хора
И будь ты хоть Буддой или монтером
Забудь про все это и жди контролера

Но все-таки лучше всего у Арефьевой получаются рэгги, жизнерадостные и разгильдяйские, несмотря на страшные названия («Панихида по апрелю»):

Упокой, Господь,
Наш прошедший год
Мы дышали через сердце
Мы наделали ошибок
Предавались гордыне
Подавали нищим тыщи
Говорили много слов
Но невпопад и не про то

В заключение хочу пожелать вам не делать ошибок, наслаждаться настоящим искусством, слушать хорошие и умные песни Ольги Арефьевой. И да пребудут с вами Джа и солнечная погода.

Копцев Алексей
30 июня 2004 года
http://sqd.ru/music/rock/kon_tiki


* Среди официальных альбомов ОА десятым стал следующий альбом — «Крутится-вертится» (прим. веб-мастера www.ark.ru)
** В Московской консерватории Ольга не училась, а закончила свердловское музучилище им. П.И.Чайковского и московский Институт им.Гнесиных по классу эстрадного вокала (прим. веб-мастера www.ark.ru)


Комментарии:

В.К. (гость)

Процитирую свое впечатление от представления этого альбома на концерте в Киеве: Вчера послушал живьем Ольгу Арефьеву… Умка — лучше! Честное слово. Она органичнее, проще, понятнее и умнее.
Хотя, казалось бы, голос, внешность, — все на стороне Арефьевой. Но не прет меня от попыток вместо концерта сделать театр абсурда. Кроме пяти хитов ничего не нужно было петь, приехав в Киев первый раз.

Кому нравилось — тому (мне) и будет нравится. Но на место «первой леди русского рока» она явно претендовать не может.

И еще: Дошло до меня, что моя любимая песня в исполнении Арефьевой — «Офелия», вовсе не ее, а Егора Летова…

При всем кажущемся различии, исполнителей этих объединяет что- то незримое (склонность к театральности и абсурду, не вполне искренность, попытки манипулировать слушателями…

Прошел уже почти месяц, а мнение особо не изменилось. Может, если альбом послушать, а не живой концерт, все покажется другим…

Кстати, даже рэгги у Умки и Броневичка получается лучше, искреннее.

Любитель Сока

Егор все равно несравнимо лучше «Офелию» поет. Недавно еще раз убедился в этом на концерте «Обороны».

Лев Серебряков (гость)

В рэгги про зиму поют крайне редко, а Ольга не побоялась — сочинила песенку «Скоро зима»

Надо признать, Что у Степана Маркелыча Печкина и его группы «Р*ждество» «Зимний Реггей» был и раньше и интереснее.
Но где нынче С.М.П. и кто его помнит? Уровня популярности Арефьевой он не достиг, да и не стремился. За пределами Питера и, частично, Москвы почти не известен…

Искандэр Степанцов (гость)

В целом альбом получился великолепным. Только последние 4 номера — лажовые. А так — здорово!

Grassy (гость)

лев, да ладно…. печкин всегда был подмастерьем дешевым. злобным и завистливым подмастерьем, надо заметить. а ольга — пусть и при всем моем неприятии ее творчества — действительно мастер.