Репродуктор. Рецензия на «Снег»
Рецензия Дмитрия Меха на альбом «Снег» на сайте «Репродуктор» (март 2012)
…Звучание «Ковчега» заметно утяжелилось. И даже в лирических балладах, как, например, «Трубач», инструментальная кода очень впечатляет. Что уж говорить о «Каллиграфии», в припеве которой использованы хардовые риффы? Впрочем, и акустическая версия этой композиции была довольно сильной, здесь же она прямо бьет наповал драйвом и напором.
Промежуток между последним и предыдущим альбомом Ольги Арефьевой и «Ковчега» составил всего один год. Обычно этого времени оказывается недостаточно, чтобы сделать полноценную работу, в корне отличающуюся от предшествующей, но в данном случае музыкантам это сделать удалось.
Новый альбом «Ковчега» называется «Снег». Это добротная работа, включающая в себя тринадцать композиций с общим временем звучания один час. Некоторые песни с пластинки хорошо известны даже тем поклонникам Арефьевой, которые лишены возможности посещать ее концерты. Например, акустическая версия «Каллиграфии» издавалась на одноименном DVD, а «Саван» был и на предыдущем альбоме группы — «Авиаторе» — только в другой аранжировке.
Звучание «Ковчега» заметно утяжелилось. И даже в лирических балладах, как, например, «Трубач», инструментальная кода очень впечатляет. Что уж говорить о «Каллиграфии», в припеве которой использованы хардовые риффы? Впрочем, и акустическая версия этой композиции была довольно сильной, здесь же она прямо бьет наповал драйвом и напором. Вообще, звук альбома оставляет очень положительное впечатление: если в «Авиаторе» он казался «рыхлым» и «пустым», то здесь он плотный и очень насыщенный. И чувствуется это даже при прослушивании на стандартной автомобильной магнитоле. Стоит ли говорить, как это звучит на нормальной технике?
По моим личным ощущениям, «Снег» выстроен по классической литературной схеме: завязка, кульминация, развязка. Открывающая диск композиция «Сопромат» имеет все шансы на то, чтобы заинтересовать слушателя, даже не знакомого с творчеством Ольги Арефьевой. Следующие за ней композиции, как мне кажется, проходные и даже, возможно, отталкивающие. Вокал Ольги в «Андерграундном рае» не очень-то приятен, особенно в те моменты, когда она срывается на крик. Но начиная с «Трубача» и до «Не верьте мне» оторваться от прослушивания диска невозможно.
Определить лучшу песню диска тоже весьма проблематично. На эту роль могут претендовать и неоднократно упомянутый «Трубач», и «Каллиграфия», и «Полюби меня». Но я все же рискну выделить «Еженедельник». Вот что-то в нем есть привлекательное с его «Важное — не забыть лечь спать. Не важное — записано в еженедельник» и с трогательным, знакомым очень многим «Как пятилетняя, говорю маме: если бы не мультики — лучше б меня не было».
Мне уже доводилось читать мнения, что «Снег» депрессивен и вряд ли добавит «Ковчегу» новых слушателей. Но это какие-то дилетантские суждения. Если бы все было именно так, то ни у Летова, ни у Янки Дягилевой вообще поклонников не было бы. Другое дело, что на радио песни вряд ли возьмут, но и тут все зависит от издателя («Ковчег» издается на «Отделении Выход», независимом лейбле Олега Ковриги) и его возможностей, а никак не от тематики песен. Включите любую радиостанцию — там деструктив с утра до вечера, с редкими проявления гуманизма по отношению к слушателю.
Радует, что музыканты адекватно реагируют не окружающую действительность и активно пользуются современными технологиями. Альбом «Снег», как и «Авиатор», доступен для всех желающих на портале «Круги». Но я бы все же рекомендовал после ознакомления с материалом приобрести CD. Все-таки физический носитель дает ощущение причастности и осознание значимости коллектива и проделанной им работы. Да и оформлен диск очень мило.
Дмитрий Мех
Март 10, 2012