Nneformat.ru. «Не будем симулировать нормальность или Один концерт Ольги Арефьевой»

Репортаж Ольги Мельниковой о концерте 21.09.2008 в ЦДХ с сайта nneformat.ru. «Не будем симулировать нормальность или Один концерт Ольги Арефьевой»

…Ольга недавно вернулась из Индии, в которую, как всякий нормальный человек и музыкант, влюбилась без памяти, и это, видимо, стало причиной кардинального изменения ее настроения.

За последние полгода я была на двух акустических концертах Ольги Арефьевой и группы КОВЧЕГ. А поскольку через две точки уже можно провести вполне конкретную прямую, то вот вам мои впечатления, мысли и наблюдения.

Ольга Арефьева — личность, конечно, уникальная. Она находит себе применение в любой творческой сфере: музыка, танец, театр, «толстожурнальная» поэзия, поэзия экспериментальная (лимерики, одностишия), стихи для детей, увесистая проза. Разве что фильм не сняла. При этом Арефьева, чем бы она ни увлекалась, всегда доводит любое занятие до совершенства — почти все ее «увлечения» оценены профессионалами и отмечены разнообразными премиями и регалиями.

Первый в этом сезоне акустический концерт состоялся 21 сентября в ЦДХ. На этот же день пришелся и день рождения Ольги Арефьевой, а еще — презентация ее книги «Одностишийа».

На «Одностишийах» остановлюсь поподробнее. Их собрано около 1300, и, будучи удивительно смешными, они также помогают ответить на любой насущный вопрос. В Интернете уже давно размещены программы-гадалки по этой книге, а теперь можно приобрести и саму книгу и гадать до бесконечности. Эта книга — повод для отдельной рецензии, приведу лишь несколько примеров одностиший:

Как утомляет симулировать нормальность…

Как в люди выбились — так нелюдями стали.

Уж зла любовь, ну а козла всё нету…

Нет, я не гений! Только не травите!

Искала себе тело по душе…

Уж если изменять — так сразу многим!

Мы невостребованы. Но и непродажны!

Выигрывал он в русскую рулетку!

Концерт прошел в обновленном составе с новым саундом и в непередаваемо праздничной атмосфере. Ольга недавно вернулась из Индии, в которую, как всякий нормальный человек и музыкант, влюбилась без памяти, и это, видимо, стало причиной кардинального изменения ее настроения. Она не спела ни одной тягучей русской народной песни, которыми изобиловали ее прошлые концерты. Не было тоскливых песен о смерти. Преобладали мажорные и светлые лирические интонации, прозвучало на удивление много новых и весьма примечательных песен — я насчитала пять или шесть. Еще случился праздник на улице самых трепетных поклонников ее творчества — Ольга, обычно не слишком охотно вспоминающая бурную молодость КОВЧЕГА, в этот раз спела три песни, сочиненные в 1988-89 годах и ни в какие альбомы не вошедшие. В свете сложных, сумеречных тонов и туманного мистицизма, все больше окутывающих ее творчество, эти песни невероятно освежили концерт открытостью текста, незатейливой, но очаровательной мелодичностью и задорной оригинальностью ранней Арефьевой.

В составе группы окончательно утвердился Тимур Ибатуллин, который в продолжение концерта «жонглировал» разнообразными нетрадиционными инструментами: чего стоят духовой аккордеон и «гитара-малышка»! А сама Ольга играла на кастаньетах, треугольнике и — поющих чашах, привезенных из Индии. Они издавали неповторимо прозрачный, радужно-хрустальный звук, и когда Ольга исполнила песню «Фарфоровая Девочка» под аккомпанемент этих чаш, зал буквально застыл в нирване.

О концерте Арефьевой невозможно писать объективно, просто перечисляя песни, набор инструментов и характеристики звука «со стороны» — ведь сам концерт до откровенности, до неприличия субъективен, даже интимен. Ольга Арефьева бесцеремонно поселяется внутри, в нутре каждого из зрителей, вместе со звуком и песнями, танцем и театром. Концерты Арефьевой — это не концерты в обычном смысле слова, но грандиозное действо, мистерия, таинство, освоение других миров. И это освоение происходит постепенно и незаметно: в начале концерта Ольга выходит на сцену в обычных джинсах, берет гитару, поет песню — ничто, кажется, не предвещает бури… Но от песни к песне она все больше втягивает, вбирает в себя окружающую жизнь, предметы, зрителей, зазывает, как русалка, в свой странный, нездешний, многоликий мир. Актеры созданного Ольгой театра «Калимба» играют на сцене во время исполнения песен, создавая фантасмагорию, странное безумие, горячечный бред, и делая зрителей полноправными участниками этого умопомрачительного наваждения.

Ко второму отделению Ольга выходит переодетой в причудливый костюм, преобразившейся, уже чувствуя себя хозяйкой, а загипнотизированный зал — своими владениями. Ее костюмы — не кокетство, не вызов, не эпатаж, а часть ее мира, такого странного, причудливого и непохожего на наш. Надевает она дьявольское красное платье или ангельские крылышки, белые банты или рога, или вообще ничего не надевает — все это вещи одного порядка, чужеземного, инопланетного, парадоксального. Перфоманс Арефьевой погружает в трансовое созерцание, которое сначала удивляет, потом проясняет, потом — освобождает и обновляет. Именно ради этого внутреннего освобождения и обновления зрители приходят на ее концерты.

Но, как я уже упоминала, именно последний концерт получился особенно приподнятым по настроению, радостным и фееричным. Было много праздника, конфетти и цветов. Было много тех, кто аплодировал стоя. Удивительно, но все эксперименты и «выходки» Арефьевой не оставляют ее без поклонников. Ольга изменяется — и ее зритель эволюционирует вместе с ней, потому что все, что с ней происходит, она передает вовне через творчество. Группа — органичное ее продолжение, ее сообщники, заговорщики. Вот почему ходят не на концерт КОВЧЕГА — ходят «на Арефьеву», гадая: что она выдумает сегодня, какие неожиданности нам готовит ее следующий перфоманс? Не гадайте, для гаданий есть теперь книга одностиший!

Автор: Ольга Мельникова
опубликовано 29 сентября 2008