Евгений Хромин, «Голосовые солнца Ольги Арефьевой в гостях у четырёх помещиков»

Репортаж Евгения Хромина о концерте Ольги Арефьевой в КЦ «Четыре помещика» (Владимирская обл.) 28 июля 2012 «Голосовые солнца Ольги Арефьевой в гостях у четырёх помещиков»

…Ольга Арефьева — поэт-демиург, поэт-практик. Миротворчество (т. е. постоянное создание мира) словесной игры (т. е. жизни) приобретает в её устах с каждой новой подобной композицией вкус мимолётной вечности, как первый поцелуй.

И ветер стих. И слово — стих. И даже…
Ольга Арефьева «Одностишийа»

Пойди туда, не знаю куда; найди женщину глубокоокую с пристальным голосом вселенной; приготовься ловить счастье; настройся на непрерывность катарсиса — вот, что подразумевал концерт Ольги Арефьевой в культурном центре «Четыре помещика». Никто из поклонников певицы не верил, что она согласится выступать в деревне «Запрудье», близ города Радужный Владимирской области, однако, мероприятие это, изначально весьма странное, удалось на славу.

Закрытый патриархальный мирок, где, кажется, никогда и не знали другой власти, кроме помещичьей, 28 июля приоткрыл дверцу в свой сказочный лес, который пока ещё не «прожевал» умирание русской деревни. Казалось, выступление Ольги Арефьевой у нас в городе держится в строжайшем секрете, потому что информация о нём была доведена до сведения только владимирского культурного бомонда, «случайные» же слушатели других близлежащих городов отсеялись самым естественным образом: кто же поедет неизвестно куда, за довольно приличную сумму (билет стоил 1000 рублей)? Один из организаторов объяснил это тем, что концерт оный изначально был задуман, что называется, «для своих, да наших» и если количество желающих на него попасть перевалит за сотню, они вынуждены будут остановить продажу билетов. Всех «гостей» помещики записали в специальный журнал, чтобы при случае можно было обратиться по имени и заговорить, хотя и соблюдая некоторую дистанцию, как с давно знакомым человеком (какое счастье было пройти фейсконтроль на такое мероприятие).

Добраться до «Запрудья» не так-то просто. Каждому, купившему билет, выдавалась замысловатая схема проезда. Для тех, кто не имеет возможности приехать на личном автомобиле, наняли газель. Интрига с этой самой газелью сохранялась до самого дня концерта: точные стоимость и время отъезда, а также возможно ли будет уехать на ней обратно — никто не знал. Из-за этого, безусловно, был некоторый мандраж, который, однако, не перешел в недовольство из-за организаторских способностей помещиков.

Некоторая неуверенность в том, что сама Ольга Арефьева приедет играть для семидесяти человек, да ещё на никому не известной площадке, не покидала нас до самого места проведения концерта, искать которое, к слову, для водителя газели было настоящим приключением. Самым тяжелым испытанием на подступах к «поместью» для него было расшифровать указатель: «че по», однако и с ним поклонник Олега Газманова справился достойно. По прибытии на место, сомнения в том, что мы услышим сегодня именно Ольгу Арефьеву начали по-тихоньку рассеиваться: совсем-совсем близко за деревьями и кустами, скрытая пока ещё от посторонних глаз, волшебно (иногда естественным образом не доверяя человеческой речи) пела птица Алконост, поминутно перерождаясь то в птицу Сирин, то в птицу Гамаюн. С появлением этого чуда пространство на помещичьей земле стало мифологически наполняться всевозможными космическими смыслами, однако источник двухчасового действа стихотворения был настолько сильным, что от непосредственного живого контакта «глаза в глаза» (это если очень повезёт) отказаться было бы величайшей глупостью, не достойной Иванушки-дурачка.

Третий звонок, а также последовавшее следом за ним объявление музыкантов, были по их словам неожиданными (очевидно, Ольга ещё не успела освободиться от последней своей пернатой оболочки). Первым перед нами предстал Пётр Акимов. Вышел он как всегда очень экстравагантно и искренне театрально, от этого дальнейшее действо приобрело приподнято-цирковой оттенок. Акустическая программа «Анатомия» меняется в группе «Ковчег» каждый раз с появлением новых песен, но определить, какие написаны Ольгой недавно, бывает не так-то просто, ведь огромное их количество исполняется исключительно на концертах. Не удивительно поэтому, что из изданной в 2001 году концертной версии этой программы прозвучало в этот раз от силы две композиции.

После дающей старт «Анатомии», была сыграна, всегда удивлявшая автора этой статьи, песня «Чёрный воин». Не знаю почему, но всякий раз, когда я её слышу, необычайное чувство гордости охватывает меня за то, что я знаком с творчеством певицы, которая могла написать такое. Далее музыканты решили разрядить обстановку: песни про замечательных поющих котов, жонглёра, канатоходца и удивительную Собаку, придумавшую и создавшую весь мир, нам загадочно улыбались и уносили в сновидческую (никто от такого не мог спать или дремать, вы не подумайте) сладкую дрёму. Композиция про милую пешку ярчайше не вписывалась в эту песенную молочную реку, чем красиво подчеркнула своё существование. «Асимметрия», очень личная и поэтому любимая автором, подтвердила истину не прозвучавшей песни «Мажорные аккорды». Желание закутаться от публики в «Скафандр» чувствовалось всю первую половину концерта, слишком прикрыто-открытое искусство (прошу прощения — специальность оставила нестираемый отпечаток на моём мировосприятии) создаёт Ольга, чтобы оно было доступно всем и каждому. Басовая (почти исключительное звучание низких голосов виолончели и скрипки было встречено приятными улыбками слушателей) легенда «А и Б» пронеслась над лесом не зацепив, впрочем, верхушки деревьев и осела в сознании бабушки из соседней деревни, пропалывавшей грядку с морковью. Решительная и бескомпромиссная элегия «Сопромат», наполненная постфактовой тягой к жизни, как всегда резко приостановила последнюю своим неожиданным окончанием, так что мысль о том, что пора бы уже вдохнуть, немного запоздала. Обнажённо-откровенно в «Мыловаре» и величественно в «Не верьте мне» Ольга Арефьева окончательно утвердила свою власть в поместье (казалось, теперь даже птицы прислушиваются к её пению). Магически явный «Оборотень» (особенно, завершающая песню, вокальная константа равновесия) открыл портал в природную вочеловеченную трагедийность. Однако трагикомичная весёлость и приподнятость духа ни на секунду не покидала музыкантов. Настойчиво льющая смех (но совсем не упрекающая), песня «N» простодушно наполнилась множеством подобревших пристальных взглядов. Наивная же «Комедия дель арте» стала маленьким карнавалом внутри концерта. «Голубочек» (тоже очень наивная в этот раз) почему-то была ожидаема на бис, а посему бумажные самолёты, вылетавшие из рук Лены Калагиной в зал, стали закономерным продолжением карнавальной игры. Спетая по просьбе организаторов, «No future» прозвучала задорно басово и была принята на ура. Отдельно хочется отметить песню «Человечки», поставившую точку в предложении: Ольга Арефьева — поэт-демиург, поэт-практик. Миротворчество (т. е. постоянное создание мира) словесной игры (т. е. жизни) приобретает в её устах с каждой новой подобной композицией вкус мимолётной вечности, как первый поцелуй. Спасибо Лене Калагиной за прекрасное представление этой композиции — человечки были на седьмом небе от счастья. Концерт завершился народной по праву «Дорогой в рай», упрятанной как всегда до времени в закрома тёплой пернатой души.

«NeoЛит»
Евгений Хромин