Nneformat.ru. Рецензия на «Джейн»
Рецензия Юлии Боровинской на альбом «Джейн» на сайте nneformat.ru 21 марта 2016
…Чтобы осмелиться всё же выйти на публику с этими самыми «пошлыми мотивчиками», нужно обладать либо девственной наивностью и девственным же невежеством, либо незаурядной, прямо-таки восхитительной наглостью, феерическим артистизмом и уверенностью в том, что ты-то, разумеется, сможешь пройтись по тончайшему лезвию бритвы между искусством и балаганом — и оно не располосует тебя, навсегда отделив от сколько-нибудь взыскательной аудитории.
«Я обману вас, вы ж пришли за этим?»
Пошлые мотивчики — так их, кажется, принято называть?
Есть такие мелодии, которые не только кажутся нам знакомыми едва ли не с младенчества, но еще и умеют абсолютно безошибочно проникать в душу, дергая там за нужные струны рассчитанными до автоматизма движениями. И именно эта их безотказность и всеобщий охват и заставляет нас зачастую возмущаться абсолютно по-гамлетовски: «Вы можете сломать меня, но играть на мне нельзя!» — и открыто ли, тайно ли передергиваться и кривиться, называя это пошлостью.
Чтобы осмелиться всё же выйти на публику с этими самыми «пошлыми мотивчиками», нужно обладать либо девственной наивностью и девственным же невежеством, либо незаурядной, прямо-таки восхитительной наглостью, феерическим артистизмом и уверенностью в том, что ты-то, разумеется, сможешь пройтись по тончайшему лезвию бритвы между искусством и балаганом — и оно не располосует тебя, навсегда отделив от сколько-нибудь взыскательной аудитории. И если в невежестве Ольгу Арефьеву никак не упрекнешь, то уж артистизма и уверенности в себе ей не занимать. Так что можно смело сказать, что в альбоме «Джейн» ей удалось не только пройтись по этому лезвию, но и сплясать на нем с тройным сальто.
Да и почему бы нет? Ведь если это могли себе позволить и Брехт, и THE DOORS, если по сути любой традиционный блюз или даже похоронная мелодия — это такой же «пошлый», цепляющий мотивчик, просто в несколько иной традиции, то почему бы не поиграть на тех же струнах и проекту, первое слово в названии которого прямо декларирует его балаганную природу — КАБАРЕ-КОВЧЕГ?
Раз я дурак — мне все по барабану,
Поплачьте и посмейтесь — я спляшу!
Этот диск мог называться «Секс и Алкоголь». Мог называться «Сторителлинг». Или «Этанол». Или «Порок». Но в конце концов Арефьева, посоветовавшись со слушателями, остановилась на внешне нейтральном названии «Джейн» — именно так зовут героиню одной из песен, которая оказалась… Впрочем, обойдусь без спойлеров, скажу лишь, что в этом альбоме всё не то, чем кажется с первого взгляда: любовная история оборачивается детской страшилкой, секс — смертью, вместо традиционного хучи-кучи мэна на сцене появляется хучи-кучи герл, а сыгранный наоборот блюз выворачивает наизнанку всю жизнь. Да и герой самой первой песни заявляет: «Я зло, зеро, но я творю добро!»
Что ж, на то и кабаре, чтобы жонглировать, кувыркаться и бесконечно менять маски, под которыми ни на секунду не обнажается лицо, а лишь толстый слой грима с блестками. А что еще делать? Ведь не сочувствовать же всем этим рыжим и белым клоунам, бьющим друг друга стульями по головам, в промышленных масштабах истекающих клюквенным соком и брызжущим слезами до третьего ряда! Недаром же и пропевает Ольга все эти истории совершенно каменным голосом, лишь временами снижая (иной раз чуть ли не карикатурно снижая, как в «Койоте») тональность, когда повествование идет от лица мужчины.
Так не сочувствовать?
И все же какую бы толстую броню иронии с мощным слоем культурных ассоциаций мы себе ни нарастили, какие бы умные рассуждения о карнавализации по Бахтину ни держали наготове, нет-нет, да и дрогнут струны души, когда по ним — неповторимым, уникальным, не таким, как у всех, только твоим — пройдутся острые коготки «пошлого мотивчика»…
Да, похоже, клоун Зло опять нас обманул!
Автор: Юлия Боровинская
опубликовано 21 марта 2016