Zvuk.nnov.ru. «Человек без кожи»

Статья Анфисы Удальцовой о концерте в Нижнем Новгороде 8 октября 2004 с сайта www.zvuk.nnov.ru. «Человек без кожи»

…И когда в конце она протянула руки к зрителям и коснулась каждой протянутой ей навстречу руки, сходство с каким-то религиозным действом стало особенно сильным.
…Особо стойкие смогли даже целых полтора часа не курить в зале, потому что Она так просила.

На этом концерте все молились одному богу — ей, Ольге Арефьевой. И когда в конце она протянула руки к зрителям и коснулась каждой протянутой ей навстречу руки, сходство с каким-то религиозным действом стало особенно сильным.

За последние полгода пятничный концерт Ольги Арефьевой в Нижнем Новгороде уже второй, хотя прежде в наш город она не приезжала ни разу. Весной в Доме офицеров в битком набитом зале (люди сидели даже на полу, билетов всем желающим просто не хватило, счастливчиков, говорят, до сих пор можно узнать по загадочному выражению лица «а я там был») она представляла свой дуэт с виолончелистом Петром Акимовым. «Я до сих пор почему-то помню этот концерт», — призналась Ольга.

В этот раз в клуб «Визард» Арефьева привезла группу «Ковчег» и свой новый электрический альбом «Кон-Тики», названный так в честь плота знаменитого путешественника Тура Хейердала.

Блиц-презентация «Кон-Тики» стала самым завораживающим выступлением последнего рок-фестиваля «Нашествие»: Арефьеву и «Ковчег» сопровождал Театр Пустоты (он же Театр Ово, Театр Нечеловеческих танцев — окончательное название, по признанию Арефьевой, еще не сложилось) — новый проект Ольги Арефьевой, возникновение которого она сама объяснила потребностью в чем-то неземном и безумном. В Нижний Театр не приехал, но кусочек мистического перформанса на песню «Последний» (*) (по признанию певицы, самой любимой ее песни на текущий момент) Арефьева показала соло. Этот вокально-акробатический костюмированный эксперимент был воспринят залом восторженно, как и все, что делалось в этот вечер на сцене.

Между тем новая программа и упомянутое выступление на «Нашествии» словно бы заставило столичных музыкальных критиков прозреть и по-новому посмотреть на творчество Арефьевой. Все единогласно воскликнули «Вау!» и дружно окрестили Ольгу Арефьеву самым недооцененным вокалом русской рок-музыки (прежде ее уже называли хиппи-дивой и кумиром русского андеграунда). Воспользовавшись возможностью пообщаться с певицей, «Покровка, 7» спросила, согласна ли сама Ольга Арефьева с таким определением и каково быть «самым недооцененным вокалом».

— Комплекса ущербности по этому поводу у меня нет, — ответила Ольга. — Может быть, я сама немножко притормаживаю все это дело, потому что сейчас я имею возможность жить так, как я хочу. Не находиться в жесткой сетке гастролей, не давать интервью — я это ненавижу, ездить в метро — я люблю ездить в метро.
Уровень популярности — это то количества внимания, которое человек способен держать. Ведь внимание, которое в тебя стучится, — чужое, оно далеко не всегда доброжелательно, оно, скорее, вампирического характера. Когда ты уже не можешь ходить голой, потому что кто-то может сидеть в кустах и тебя подстерегать. Когда ты не можешь в сердцах выматериться, когда какая-нибудь действительно тупая и наглая дурочка тебя достала. Ты должен всегда улыбаться. А почему ты, собственно, должен? Творческий человек — это тонкая штука, это человек без кожи, он все время резонирует.
Моя такая полуизвестность позволяет мне фильтровать людей. В результате те, кто слушает мою музыку и приходит на мои концерты — это люди с доброжелательным, аккуратным вниманием ко мне.

Нижегородский концерт, кажется, полностью подтвердил слова Ольги Арефьевой, явив собой редкий образец трепетно-любовных отношений Артиста и Зрителей. Поклонники безропотно приняли Ее желание не петь те песни, которые они очень хотели бы услышать, но Ей их петь не хотелось или не моглось по тем или иным причинам. Не давать автографы, потому что Она сказала, что «автографы — фуфло» и Она уже полгода их не дает. Особо стойкие смогли даже целых полтора часа не курить в зале, потому что Она так просила.

Так «аккуратно и доброжелательно» от нее фанатеют второе десятилетие подряд тысячи людей по всей стране. И кто тут сказал «недооцененность»?..

Анфиса УДАЛЬЦОВА
(с) «Покровка 7»

* Очевидно, речь идёт о песне «Первый». (прим. веб-мастера)