Другой NSK. «Арефьева: каллиграфия совершенства»
Репортаж о концерте Ольги Арефьевой в Новосибирске 8 октября 2009 «Арефьева: каллиграфия совершенства». Лилия Ильина, «Другой NSK»
…»Каллиграфия» — это не просто название последнего великолепного альбома Ольги, это ее музыкальный почерк.
Концерт Ольги Арефьевой «в электричестве» мы начали ждать сразу после того, как в июне вышли из зала клуба «Бродячая Собака», где прошел первый в Новосибирске концерт Арефьевой — тогда она приезжала с «Анатомией» в дуэте с Петром Акимовым. Волшебница без возраста, с голосом, плотно окутывающим слушателей, которые подпевают, забывают хлопать оттого, что застыли, будто околдованные, а на их лицах — почти детский восторг и упоение. «Голова обнулилась на треть».
За час до концерта самые нетерпеливые уже ожидали у входа в «Бродячую Собаку»: счастливчики, пришедшие второй раз, обсуждали прошлый концерт, выдвигали предположения, что же нас ожидает, курили сигареты «впрок», так как во время своего выступления Ольга просит не курить в зале. Мимо нас прошел молодой человек — абсолютно лысый и с каким-то особым взглядом. Неужели она привезла «Калимбу»? То, что они ученики Антона Адасинского, говорит о многом, и это сразу заметно, но вот еще вспомнились клипы группы «Tool» — те же «нечеловеческие танцы», андрогинные сущности внеземного происхождения, творящие нечто запредельное со своими телами и с сознанием зрителя. Вернее, с подсознанием, потому что все эти образы и символы хоть и читаются, и раскладываются на различные отсылки, но, даже через несколько дней после просмотра, в «спящем режиме» где-то глубоко внутри идет анализ увиденного. Чтобы понять, насколько захватывают пластические выступления Ольги с перформанс-группой «Калимба», нужно видеть хотя бы видеозаписи этих танцев. Например, на сайте певицы выложены несколько клипов: «А и Б», «Театр», «Оборотень».
Действительно, на гастролях по Сибири группу сопровождал один из актеров «Калимбы», Андрей. Во время исполнения «Авиатора» он выскочил на сцену неожиданно — зрители не сразу адекватно среагировали на его выход. Кто-то даже выдал фразу «это что за ярый фанат пританцовывает?». Но «пританцовывал» Андрей так, что стало понятно — явно неслучайный человек: такая невероятная пластика тела у «простых» фанатов — редкость.
Ольга исполнила довольно много песен с «Каллиграфии». «Мы записывали этот материал не в студийных условиях — когда можно повторить песню, переписать ее кусочек или переделать что-то в аранжировке. Это — живые записи выступлений перед публикой. И в этом есть большой плюс — они эмоционально более непосредственны и насыщены. Все песни на концертах играются один раз, перед благодарным, но не прощающим слабости залом — и ничего потом нельзя изменить. Мы выбрали лучшие моменты из концертов разных лет. Это — куски жизни, в которых отпечаталось очень многое, что не расскажешь словами. Это иероглифы, а удались они или нет — судить вам», — рассказывает Ольга об альбоме.
«Каллиграфия» — это не просто название последнего великолепного альбома Ольги, это ее музыкальный почерк. Оба концерты безупречны: как рассказал директор «Бродячей собаки» Юрий Евдокимов Ольга очень тщательно готовится к концерту — саундчек может продолжаться 2 часа, в течение которых выстраивается звук и свет. Отношение к концертному свету у Ольги особое, достаточно почитать ее «Ликбез по свету, или как не стать упырем».
Казалось бы, когда музыканты стараются выглядеть совершенно и в звуке, и в поведении на сцене, и в общении с залом — процессе обмена энергетикой, что-нибудь все равно оказывается слабее или теряется. Но Ольга Арефьева входит в число музыкантов, для которых быть совершенством — органично, и тут я нисколько не преувеличиваю. Даже если она вдруг остановилась во время песни, чтобы прочистить горло и в итоге заново начала петь куплет — это нисколько не раздражает. Ольга не выглядит на свой возраст: поджарая, слегка угловатая, как подросток, она, двигаясь, владеет каждым мускулом, каждой мышцей, ни одного бездумного и лишнего жеста.
В конце первого отделения, в акустике, отпустив музыкантов отдохнуть, Ольга исполнила одну из своих новых песен «Семь с половиной» — именно столько она и длится. Помимо новых, на концерте были и уже знакомые (и многим полюбившиеся) песни: «Моление», «Поцелуй в глаза свою смерть», «Сансара» и, как выразилась Ольга, «женская песня» «Танец с полотенцем». Во время исполнения «Ефросиньи» высвечивались в памяти больше всего «зацепившие» фрагменты из книги Арефьевой «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной» — складывались в ином порядке, превращаясь в новый текст.
Для меня кульминацией стала «Комедия дель арте» — в прошлый раз она тоже произвела впечатление, но теперь на сцене в наряде клоуна с плюшевой игрушкой танцевал Андрей, а Ольга, перевоплотившаяся в Коломбину, выглядела точь-в-точь девочкой, выросшей в сюрреалистической атмосфере цирка. Оказалось, что даже после того, как прослушаешь на «репите» эту песню около сотни раз, все равно очень «хочется туда, быть с ними иногда».
Уже когда Арефьева и Ковчег уходили со сцены, один из музыкантов сделал заговорщицкий жест руками: хлопайте громче, «бис» будет. И без выхода на «бис» действительно не обошлось, так что мы вышли из клуба в двенадцатом часу, а у гардероба еще продавали диски и книги. Автографы, как уже известно, Ольга не раздает: говорит, что есть в этом процессе что-то вампирическое. Но для очень уж «голодных» у нее есть такой специальный волшебный штампик, которым она делает оттиск на книгах, — если мы правильно расслышали ее со сцены. Ольга заметила, что не против посетить наш город с гастролями еще не один раз и, возможно, в расширенном составе. Только, видимо, потребуется другой, более просторный, зал.
Лилия Ильина
«Другой NSK» 16.10.2009
Фотографии: Татьяна Ломакина