Другой NSK. «Арлекин-Виолончель и Женщина-Пьеро»

Репортаж о концерте Ольги Арефьевой в Новосибирске 11 июня 2009 «Арлекин-Виолончель и Женщина-Пьеро». Станислав Ильин, «Другой NSK»

… на что похож «концерт Арефьевой» когда ты его зришь воочию, а не воображаешь под шипение заезженной кассеты? И не в последнюю очередь давал себя знать страх разочароваться: а вдруг мы слишком много от неё ждём?

Ольга Арефьева в Новосибирске 11 июня 2009. Фото: Кристина КармалитаНа протяжении последних десяти лет я то и дело слышал от самых разных своих знакомых вздохи на тему «ах, вот если бы к нам привезли Арефьеву…» и полные надежды вопросы «а она правда приезжает, ты не в курсе?» Но я был не в курсе, и она не приезжала. И мы слушали на своих шумных вечеринках «Кон-тики» и «Сторону от», пели на кухнях под гитару про то, что «Джа пустит трамвай» и «кондукторы заплачут, драг-диллеры нальют». И, казалось бы, ничто не предвещало — кризис, в конце концов, как вдруг — на тебе! Она едет! Ну и что было делать?

А главное, совершенно непонятно, чего ждать от концерта, которого, извините за тавтологию, ты так долго ждал? Нет, конечно, можно сделать какие-то предположения по репертуару, по общему звучанию — всё-таки альбом «Анатомия» хорошо мне знаком и мною любим. Ольга Арефьева в Новосибирске 11 июня 2009. Фото: Кристина Кармалита Но на что похож «концерт Арефьевой» когда ты его зришь воочию, а не воображаешь под шипение заезженной кассеты? И не в последнюю очередь давал себя знать страх разочароваться: а вдруг мы слишком много от неё ждём? Но страхи пустое — иди и смотри. Если успеешь купить билет.

Ольга Арефьева в Новосибирске 11 июня 2009. Фото: Кристина КармалитаНичего удивительного в пере-аншлаге не было, «Собака» не настолько большое заведение, чтобы вместить всех желающих приобщиться. Столики придвинули практически к самой сцене, выставили дополнительные стулья, но были ещё люди, которые остались стоять, наблюдая концерт чуть ли не от гардероба. Движение по залу было затруднено теснотой обстановки, дыхание духотой, не спасало открытое окно, и запрет на курение во время концерта уже не казался жестоким, совсем наоборот. В нетерпении мы ждали.

Ольга Арефьева в Новосибирске 11 июня 2009. Фото: Кристина КармалитаИ ожидание было вознаграждено. Даже сверх меры. Не знаю, как показалось другим, Ольга Арефьева в Новосибирске 11 июня 2009. Фото: Кристина Кармалита но на меня Ольга вживую произвела гораздо большее впечатление, чем когда-то впервые услышанные записи. Видимо, её неправильно записывают. Я специально пробовал слушать с закрытыми глазами — со сцены голос звучал мощнее и ярче, вокал казался изощренней, хотя мозгами я прекрасно понимал, что слышу все те же фишки, что уже были на альбомах. «Амона Фе» в записи всегда казалась мне песней вычурной, милой и не более того, но в душном полумраке «Бродячей собаки» я пережил маленький культурный шок, настолько это было сильно и красиво. «Одна девочка говорила мне, что действительно была такая принцесса в Египте две тысячи лет назад, а я на самом деле её из головы выдумала кто, ж знал, что она там, в прошлом материализуется?» Ещё бы она не материализовалась — так петь!

Впрочем, не Ольгой единой — на сцене был ещё один Музыкант с большой буквы «М». Пётр Акимов, разумеется. Лучшего партнёра для Арефьевой представить сложно: они совершенно потрясающе чувствуют друг друга на сцене, и невозможно понять, какие звуки были отрепетированы, а какие — вырвались из-под смычка спонтанно. А видели бы вы при этом его лицо! Собственно, только по мимике Ольги и Петра можно было угадать, что что-то идёт не по плану. Виолончель кривлялась, ёрничала и плакала — музыканты лишь обменивались загадочно-ироничными улыбками.

Ольга Арефьева в Новосибирске 11 июня 2009. Фото: Кристина КармалитаВ какой-то момент мне даже подумалось, что, если бы Арефьева просто присутствовала на сцене под музыку, это уже вызывало бы овации — она буквально светилась внутренним светом, и во всей её изящной андрогинной фигуре ощущалась готовность начать то ли танец, то ли пантомиму. Ольга Арефьева в Новосибирске 11 июня 2009. Фото: Кристина Кармалита «Комедия дель арте — душа напополам». Её театральные практики выдают себя с головой. Акимов же, обладая собственной харизмой, гармонично дополнял Ольгу, обращая происходящее в полноценный театр двух актёров.

Большая часть сыгранных в тот вечер песен были родом из «Анатомии», что вполне логично. Их перемежали песни с последних альбомов: «А и Б» и «Каллиграфия». Но были и совсем новые песни, ещё никуда не вошедшие. Особенно запомнилась «Сансара» — красивая и экспрессивная, теперь я обречён ждать её релиза — очень хочу её слышать вновь. Главные же сюрпризы начались, когда всё как бы закончилось, и артистов стали вызывать на бис. Во-первых, одну из песен исполнил Пётр — небезызвестные «Безобразия», та их часть, что «растудыть я их тудыть!». Вторым сюрпризом стала сыгранная под фортепьяно песня про щелкунчика, не вошедшая в одноимённый мультфильм, «и слава Богу, потому что мультфильм получился фиговый». Что занятно, главным требованием создателей мультфильма было, чтобы музыка была «не хуже, чем у Чайковского». Акимов с задачей справился — мелодия получилась чудо как хороша, и Оля написала на неё стихи. А горе-мультипликаторы не перезвонили. И песня осталась.

На бис, к слову, музыканты выходили четыре раза. Теперь ждём пятого. Обещали в ноябре с полноценным «электричеством».

Станислав Ильин
«Другой NSK» 17.06.2009
Фотографии: Кристина Кармалита