NUT. Фестиваль «Поющая Я»

Статья Б.Б. Безеля в журнале «NUT», посвященная фестивалю «Поющая Я» 6-7 марта 1998 года.

…Пять часов музыки разного достоинства, 11 участниц, неисчислимое разнообразие стилей, заморочек, экспериментов и нововведений (иногда оправданных, а иногда — нет).

Прав был поэт: в русских селениях (особенно в таких мегаполисах как Москва) есть женщины с неординарным стилем мышления и творческими способностями. Дабы окончательно и бесповоротно в этом убедиться, дстаточно было посетить фестиваль альтернативной песни «Поющая я», давеча проведённый в Центральном Доме Художника усилиями признанной активистки рок-блюз-регги-андеграунда Ольги Арефьевой. Пять часов музыки разного достоинства, 11 участниц, неисчислимое разнообразие стилей, заморочек, экспериментов и нововведений (иногда оправданных, а иногда — нет).

Впрочем, начало концерта никаких неожиданностей не предвещало, первыми на сцене появились представительницы, придерживающиеся самых что ни на есть строгих жанровых традиций. Попела песенки под гитару Юлия Теуникова , продемонстрировала своё умение обращаться с роялем Марина Барешенкова. Мило-пристойно, классика ещё никого не подводила. Единственное, что обламывает — почему девушки так стеснялись давать какую-нибудь информацию о тех песнях, которые собирались исполнять? Кто их автор, как хоть называются-то? В конце концов, не все же текста настолько же общеизвестны, как пушкинское «Я Вас..».

Сюрпризы начались с «Чадостей» и Гайи Арутюнян. Умная, стильная программа порадовала публику и вселила в неё надежду на светлое будущее — дело Агузаровой и Мамонова живёт и процветает.

Увы, следующие участницы меня несколько обломали. Фолк-джазовые инвариации Наталии Княжинской оказались весьма хитроумны, можно даже сказать, заумны, не про нашего человека, который средним крепок. И уж совсем сырым и наспех слепленным показалось мне выступление Ольги Севастьяновой. Увы, монотонное пение (пусть даже ужасно грамотное) под один-единственный ударно-барабанный инструмент слушается приблизительно так же, как стандартная кричалка футбольных фанатов во время матча…

Как известно, универсальность и эклектичность — вещи хорошие, если с ними грамотно обращаться. В данном случае создавалось впечатление, что некоторые исполнительницы специально задались целью подчекнуть свою индивидуальность и непохожесть для пущего блеска в глазах прогрессивно мыслящего зрителя. Результат: голая, или лучше сказать, голимая оригинальность приводила к музыкальным занудствам. Может быть, именно поэтому наиболее удачно выступили те дамы, которые не спешили загрузить зал своими новаторскими идеями, а наоборот, работали «по старинке». «Старинка» подразумевает некоторое количество инструментов и исполнителей. К сожалению, когда число тех (или других) переваливает за условную отметку «квартет», совковая реальность так и норовит выползти из небытия и сотворить привычную козью ножку. Ломаются технические средства, лажают люди, путаются кабеля с проводами и сходит с ума пульт-мастер. По большому счёту, Дом художника не пригоден для электрических концертов. Ну, а если все составляющие выйдут из строя одновременно, не спасёт и личный профессионализм. Так получилось с «Радой и Терновником». Душевное Радино пение было совершенно подавлено звукорежиссёром и ретивым барабанщиком, который колошматил свою установку с усердием проголодавшегося дятла. В результате слова куда-то потерялись.А жаль — на фестивале Рада исполнила совершнно новую композицию, о стихотворных достоинствах которой мы так ничего и не узнали…

Для Кати Мессешрмидт и группы «До Свидания Мотоцикл» камнем преткновения стал упрямый синтезатор, который наотрез отказался включаться. В остальном же группа отыграла очень неплохо — забавный «фолк-панк-рок-н-ролл» с экзотичным ситаром, а Катя даже умудрилась совершить немалое число сложных танцевальных па на крошечной сцене.

Но самым запоминающимся, живым и заводным оказалось выступление панк-дивы Оксаны Чушь и её одногрупников под названием «Регулярные Части Авантюристов». Вот где душа-то развернулась в ментальной пляске! Чушь решила не разводить бодягу и растекаться мыслью по душевным ранам, а сразу врубила динамичным и мелодичным драйвом поддых расслабившейся публике. По конструктивному четко, по-реактивному быстро, плюс визжащий в жилу вокал. Оказывается, женщина может быть не только невинной жертвой, мучимой сомнениями и волнениями, но ещё и симпатичным-ироничным хищником! Сиукси Сью будет спать спокойно… А абсолютным хитом фестиваля могла бы стать, на мой взгляд, композиция «Фиш», вихреобразная баллада о превратностях рыбьего существования в условиях неустойчивого Космического Хаоса.

После «Авантюристов» команда Инны Желанной стала настоящим контрастным душем. Вялотекущее, шубообразное исполнение заунывных «плачей» повергло меня в некое подобие транса. DEAD CAN DANCE а ля рюсс — некуда деваться… Но через пару минут я проникся к этому проекту искренним восхищением. Изюминка заключалась в совершенно уникальной духовой секции, дуэте мультиинструменталистов Сергея Старостина и Сергея Кливенского. За 20 с лишним минут выступления эти духовые монстры исхитрились сыграть на добром десятке различных экзотических приспособлений — китайской флейте, волынке, пастушьем рожке, дудке, шоре, эквадорской флейте и ещё Бог знает на чём. Честное слово, заокеанским королям атмосферного барокко есть чему поучиться!..

Завершала фестиваль его хозяйка, Ольга Арефьева. Завершила, как и подобает хозяйке, скромно, но со вкусом, исполнив проверенные временем композиции в компании с Людмилой Кикиной и верным «Ковчегом». Что, собственно публике и было надо — как говорится, старый друг лучше татарина… Зал долго не хотел отпускать певицу, невзирая на её жалобы, что она не в голосе…

Лишь после спонтанного джем-сейшна артисты и слушатели, довольные друг другом разошлись.

Б.Б. Безель