Петр Кулеш. Ольга Арефьева и «Ковчег»: E pluribus unum
Рецензия Петра Кулеша на сайте inrock.ru 30 декабря 2022.
В конце октября Ольга Арефьева и «Ковчег» дали концерт в клубе Mezzo Forte. Раньше группа существовала в нескольких ипостасях – чаще всего это были акустика и электричество. Состав музыкантов обычно оставался плюс-минус тем же, но инструментарий, программы и стили различались.
У Ольги постоянно возникают новые проекты – «Кабаре-Ковчег», «Шарабан-Ковчег», детские, фольклорные, камерные проекты, но самыми постоянными и заслуженными всё же остаются две первые ипостаси «Ковчега». И вот они объединились в разных отделениях одного концерта.
«У меня есть разные песни, – поясняет Ольга. – Более сложные, гармонически и мелодически изысканные, и драйвовые, качовые. Психологически непросто было соединить их в одной программе, но мы делали постепенный переход настроений между отделениями».
Хочу сразу сказать, что миссия оказалась выполнима: концерт не развалился на составляющие и прозвучал цельно.
В творческих кладовых Арефьевой материала так много, что сложно заранее предсказать, что именно она выберет для конкретного выступления. В тот вечер были исполнены не только песни, уже записанные и выпущенные, но и свежие, звучащие лишь на концертах. Были и те, появление которых планируется на новом альбоме – работа над ним идёт уже более трёх лет. Композицию «H2O» Ольга вообще исполнила с группой впервые.
Итак, первое отделение было «акустическим». Музыканты погрузили аудиторию в транс, зачаровав собравшихся миром, где за реку «Зиземба» манит принцесса «Амона Фе», а под водой дышат в трубы неведомые «Аквалюди». Погружению немало способствовал и сюрреалистический видеоряд на экране позади группы. Перепады между настроениями были подчас очень резкими – так, вслед за пронзительной и эфемерной «Амона Фе» шла мощная «Команда Грусть» из плоти и крови.
Ну а во втором, электрическом отделении медитацию сменили драйв и напор, зрители активно задвигались на танцполе. Финал был огненно-реггийным – зал зажгли «Панихида по апрелю» и «Намгуара», которых публика несомненно ждала. На бис прозвучала классика – полный светлой грусти «Голубочек».
У Ольги сложно выстроенная музыка, уходящая корнями в различные музыкальные пласты – от фолка и бард-рока до прогрессива и даже рэпа. Вокальные линии зачастую очень непросты и полны динамических нюансов. Такая музыка требует точного исполнения и хорошего звука на сцене, и тут все были на высоте – и музыканты, и звукорежиссёр группы Анатолий Жемир.
Ритм-секция – басист Сергей Суворов и ударник Максим Демидов – была точной и уверенной. Надо отметить, что это был концертный дебют Максима; он показал, что музыкант вполне вписался в группу. Сергей кроме бас-гитары отвечал ещё за мужские бэки, а основной бэк-вокалисткой была Елена Калагина. Она оттеняла основной вокал двухголосием, а также украшала прихотливые ритмические рисунки группы перкуссией.
Лидер-гитаристом «Ковчега» сейчас является Сергей Седых, блестящий инструменталист, лидер проговых In Folio, фолк-рокового «Северо-Востока», а также автор сольных альбомов. Хотя с Арефьевой он играет уже больше года, но, по словам самого Сергея, «материала очень много, так что я пока ещё новенький». Его появление добавило «Ковчегу» дополнительный запас прочности (или, если хотите, плавучести – учитывая увлечение Сергея байдаркой). Как с благодарностью отметила Ольга, общение с гитарным мэтром помогло ей существенно улучшить собственный уровень игры на этом инструменте. При всей своей технической оснащённости на сцене Седых не перетягивал одеяло на себя, играя ровно столько, сколько было нужно.
Но смысловым центром вечера была, конечно же, сама Ольга Арефьева. Вокал ее был безупречен; он идеально следовал всем неожиданным извивам протяжённых вокальных партий. Голос парил в вышине и растворялся в пространстве – только для того, чтобы возникнуть вновь ещё более сильным, чем прежде. Она была то прорицательницей и жрицей, вводящей в транс, то увлекала мощным моторным драйвом, то шутила и валяла дурака, наполняя зал эйфорией и весельем. Парадоксальный взгляд Ольги на сущее, цепочки неожиданных метафор и аллитераций, сочетание казалось бы несочетаемого, высокого и низкого – всё это рушит привычные шаблоны и позволяет почувствовать мир неожиданным и живым. В конце концерта Ольга вручила зрителю шляпу-цилиндр волшебника, в которой только что спела «Как я стал клоуном», и подарила одной из зрительниц платье. Зал долго хлопал и не хотел расходиться.
«Фарфоровая девочка, гуляющая с собакой – это я
Облитая белой глазурью девочка с собакой белой – это я
Гуляющая около зеркала девочка – это я
С отбитой рукой безмятежная девочка с собакой белой – это я».
Сет-лист. 1-е отделение: Пентатоника/Лиса/Зиземба/Аквалюди/Пал Вавилон/Фарфоровая девочка/Я набираю/Любимый, твоя кровь/Амона Фе/Команда Грусть/Смотри на этот свет/Эй, лётчик.2-е отделение: Красная сказка/Н2О/Фри лов/Как я стал клоуном/Хамелеон/Поезд за горизонт/Владыки кармы/Начинай/Танец с полотенцем/Панихида по апрелю/Намгуара.
Бис: Голубочек
* E pluribus unum: Из многих – единое.
Пётр КУЛЕШ
Фото: Наталья Бондарева
Выражаем благодарность клубу Mezzo Forte и Роберу Артуа (концертное агентство «Колесо года») за аккредитацию.