Reproduktor.Net. «Ольга Арефьева отпраздновала день рождения в Санкт-Петербурге»
Репортаж Александра Бухарова для сайта Reproduktor.Net о концерте Ольги Арефьевой и «Ковчега» в Петербурге 29 сентября 2012 «Ольга Арефьева отпраздновала день рождения в Санкт-Петербурге»
…Здесь нет единого стиля. Ритуал, баллада, романс, кабаре, песня от лица маленькой девочки — на все своя манера вокала. Голос Арефьевой пластичен, и может исполнить что угодно. Творчество Ольги бурлит, искрит и перетекает в новые формы.
Белые колонны, резные узоры, хрустальные люстры, большой красный занавес, трезвые зрители с понимающими лицами, мирно рассевшиеся по стульям. 29 сентября 2012 года состоялся петербургский концерт Ольги Арефьевой и «Ковчега» — празднование ее дня рождения «по старому стилю».
Второе отделение вот-вот должно стартовать. Все давно замолчали, выключили телефоны и напряженно ждут. Из-за края занавеса кто-то чуть-чуть выглядывает. И пропадает! Аплодисменты. Громче. Еще громче! Еще! Наконец-то появляется Петр Акимов, виолончелист. Из его одежды бросается в глаза колоритная шляпа-котелок. Он облюбовывает стул посреди сцены — все бы ничего, но в первом отделении тут сидела сама Арефьева. Удобно расположившись, виолончелист избавляется от головного убора, и все видят, что под ним — рюмка. Да, все это время она стояла на его голове! «Ваше здоровье!» — делает жест Акимов и начинает изучать бумажку на подставке для нот. Из-за угла, наконец-то, выходит Ольга и становится рядом, неодобрительно подбоченясь. Раз — и она срывает с пюпитра изображение голой женщины! Вот на что, оказывается, засмотрелся ее коллега. В конечном итоге, склеенные нотные листки рассыпаются гирляндой по всему полу. Заглядывая в них, Акимов играет, вывернувшись зигзагом. Так начинается второе отделение — даже не череда песен, а один большой спектакль, где музыку трудно воспринимать в отрыве от бесконечного действия. Будут игрушечный кролик из шляпы, игра пятой точкой на синтезаторе, актер театра KALIMBA в костюме скелетика (иллюстрацией к песне «Человечки») и многое-многое другое. Совсем не то, что первый блок, а?
Два отделения — два концепта. Второе — разудалое и веселое, первое на его фоне (когда есть, с чем сравнивать) кажется намного серьезней. Даже если песни формально детские — это касается только формы. В частности, с двух таких — совсем новых — и началось выступление — о короле, чуть не отдавшем царство за глоток воды, и крестоносцах, отменивших поход из-за встреченного ребенка. Лучший номер отделения (и концерта) — «Папоротник». Тяжелый синтезаторный гул, истерика скрипки и протяжный вокал создали плотную звуковую стенку. Прямо ritual ambient. Еще актеры KALIMBA вышли в костюмах фавнов.
Здесь нет единого стиля. Ритуал, баллада, романс, кабаре, песня от лица маленькой девочки — на все своя манера вокала. Голос Арефьевой пластичен, и может исполнить что угодно. Творчество Ольги бурлит, искрит и перетекает в новые формы. Читаю анонс на одно из ее следующих выступлений (10 октября, Москва): «Народные песни о смерти, духовные стихи и народные канты. Исполнители собрали напевы из многих источников, постарались проникнуть глубоко в дух песен и не исказить их суровую красоту». А это — другой материал, требующий отдельных репетиций. Но Ольга не хочет оттарабанивать сто раз заученную программу. Она хочет, чтоб каждый раз был как по живому. И мне такой подход импонирует.
Александр Бухаров
2 октября 2012