Rockmusic.ru. «Рояль в кустах» для Ольги Арефьевой»

Статья Евгении Чайкиной «Рояль в кустах» для Ольги Арефьевой» с сайта www.rockmusic.ru о презентации программы «Рояль-Ковчег». 24 сентября 2001

…Иногда Ольга буквально шептала в микрофон, местами срывалась на крик так, что вибрировали стены зала.

21 сентября на сцене ЦДХ Ольга Арефьева вновь открыла концертный сезон. В этот день у певицы день рождения, и в последние годы для Ольги стало традицией, приурочивать к сей знаменательной дате начало концертной деятельности. В ЦДХ Арефьева вынесла на суд зрителей свой новый проект под названием «Рояль-Ковчег», коренным образом отличающийся от всего, что Ольга делала раньше. Мне кажется, день рожденья певицы стал днем дебюта нового проекта не случайно. Как именинница, она имела все шансы быть принятой благосклонно в своем новом амплуа. Если это так, то расчет себя полностью оправдал. Публика бурно аплодировала, на сцену летели цветы, поклонники несли Ольге подарки.

Арефьева выступала в сопровождении рояля, на котором играл молодой пианист Сергей Парамонов (*). В афише было написано, что кроме своих песен Ольга будет исполнять композиции на стихи Давида Тухманова, Булата Окуджавы, Александра Градского, Бориса Гребенщикова, Насти Полевой и др.

Новый проект Арефьевой, в отличие от ставшего привычным «Регги-Ковчега», бесспорно рассчитан на более серьезную аудиторию. Поначалу меня удивило обилие на концерте людей «из тех, кому за…», но уже к концу программы стало понятно, что люди в возрасте уместны там куда более, чем увешанные фенечками длинноволосые подростки. Последних тоже было немало. Пришедшие на концерт ради веселых и напористых арефьевских хитов они были сильно разочарованны. Арефьева предстала в амплуа серьезной певицы.

Первое отделение концерта прошло великолепно. Зал сидел, затаив дыхание, иногда взрываясь овациями. Репертуар Арефьевой был подобран с таким расчетом, чтобы показать весь вокальный диапазон певицы. Иногда Ольга буквально шептала в микрофон, местами срывалась на крик так, что вибрировали стены зала.

Особо хочется отметить работу светорежиссера. Свет, в ходе выступления, настолько дополнял музыку, что казалось, будто он следовал за голосом певицы. Подчеркивал настроение и тематику музыкальных композиций.

Арефьева показала себя на сцене не только как певица: в программе были и танцевальные номера, и театр пантомимы. Все первое отделение напоминало яркое, красочное, театральное шоу — каждой песне предшествовала смена костюма, каждый звук дополнялся жестом. Энергия била ключом.

Особенно поразила песня Насти Полевой «Ноа-Ноа», которую Арефьева дополнила элементами испанских народных мелодий и танцем с веерами.

Правда, под конец отделения у меня возникли ассоциации с советской эстрадой времен конца 70-х. Возможно, Арефьева переборщила с пафосом.

Второе отделение концерта было куда менее удачным. Арефьева решила посостязаться в мастерстве исполнения с такими признанными корифеями, как Эдит Пиаф, Луи Армстронг, Алла Пугачева и др. Это напомнило мне анекдот, когда один сосед говорит другому:

«- И что все так хвалят этого Лучано Паваротти? Голоса у него нет, сипит, фальшивит.
— Ты слышал Паваротти?
— Да. Мне вчера Семеныч напел.»

Нет, Ольга не сипела и не фальшивила. Наверняка, многим понравилась и эта часть выступления, но я думаю, — великих надо слушать в оригинале. Да и потом, не смотря на всю силу своего голоса, некоторые места Арефьева просто не вытягивала. Возможно, она сама это чувствовала. В ее отработанной пластике, поражавшей в первой части концерта, вдруг появилась скованность, а на лице иногда проскальзывала смущенная улыбка. По всему было видно, что певица устала и уже не в состоянии скрыть напряжение.

После концерта мне стало интересно, как восприняли зрители новое амплуа Ольги Арефьевой. Мнения разделились. Одни говорили, что Арефьева превзошла все их ожидания, другие не пытались скрыть свое разочарование. Молодой человек в косухе обозначил свое впечатление следующей фразой: «Не стреляйте в пианиста — он играет как умеет». Отмечали также недоработанность программы. Одной девушке показалось, что Ольга стала бояться зала. Но довольных новым проектом все же было больше. Восприятие «Рояль-Ковчега» облегчило еще и то, что презентация проходила в ЦДХ, в серьезной, камерной обстановке. Арефьева выглядела на сцене хрупкой, беззащитной девушкой, отдавшей себя на растерзание толпе. Во всем ее выступлении неуловимо присутствовал какой-то надрыв и душевная обнаженность. Словно человек вынес на суд зрителей самое сокровенное и с напряжением ждет — поймем мы это или не поймем.

Мне удалось задать Ольге несколько вопросов после концерта:
Е.Ч.- Скажите пожалуйста, чем вызвана такая резкая смена стиля?
О.А.- Это не смена стиля. Это просто еще одна сторона моего творчества. Я выступаю с несколькими проектами — «Блюз-Ковчег», «Акустик-Ковчег», «Регги-Ковчег», а теперь я сделала «Рояль-Ковчег». Это всегда во мне было, а теперь нашлись силы сделать это самостоятельной программой.
Е.Ч.- Как вы сами оцениваете свое сегодняшнее выступление?
О.А.- Мне было очень приятно выступать здесь.
Е.Ч.- А Вашу привычную программу мы еще увидим?
О.А.- Да, 27 сентября в клубе «Свалка». Только я не хочу, чтобы ко мне привыкали. Я буду дальше развиваться и всегда буду удивлять своих слушателей…

Евгения Чайкина специально для РокмЬюзик.Ру
На фото: Ольга Арефьева

* — Правильно — Сергей Перминов