RockMusic.ru.

Влад Тупикин. Обзор mp3-диска «Ковчега» для сайта РокмЬюзик.Ру. 12 августа 2002 года

Ольга Арефьева действительно певица. А не орательница, эротично-шептательница, попой вертительница и кудрями потрясательница, как…

(с)2001 О.Арефьева
(р)РМГ Рекордз

Альбомы:
1. Батакакумба (1995)
2. Девочка-скерцо (1997)
3. Сторона От (1998)
4. Колокольчики (1999)
5. Регги левой ноги (2000)

Компания «РМГ Рекордз» подготовила большой подарок всем любителям творчества Ольги Арефьевой, издав на одном компакте пять её альбомов, не считая видеоклипов, фотографий. стихов и интервью. 92 аудиотрека продолжительностью более 6 часов позволяют настоящим ценителям легко, одним движением пальца в направлении кнопки «плэй», организовать себе целый «арефьевский день». Загруженный рабочий график обозревателя РокмЬюзик.Ру не позволил ему сделать хотя бы один день своей жизни «арефьевским», так что пришлось проводить под знаком «тёти Оли» целую неделю, урывками. И вот вам итоги размышлений этой недели.

Во-первых, Ольга Арефьева действительно интересная певица. Даже такое, не лишённое идиотских мужских подпевок, воплощение её таланта, как альбом 95 года «Батакакумба», начинай Арефьева сейчас и с мощной раскруточной поддержкой, убрало бы всех поющих девушек нашего FM-диапазона, исключая разве что Земфиру Рамазанову (с которой они, наверное, вровень). Собственно, и убирает. Только вот Арефьева, с её корнями, уходящими в ранние 90-е и в поздние 80-е, считается у нас с нелёгкой руки монстров шоубизнеса и тусожурналистики, непонятно кем, какой-то нерасколдованной царевной-лягушкой, не то маргинальной певицей (не?)увядающих девочек-хиппи, не то последним выкидышем «старого» русского рока — с ошмётками социальности, тоски и вообще какого-то, претендующего на глубину, смысла в текстах. И потому FM-диапазон её особенно-то и не жалует, и не возносит. Так, «Эхо Москвы», «Маяк» и что-то там ещё, изредка.

Во-вторых, Ольга Арефьева действительно певица. А не орательница, эротично-шептательница, попой вертительница и кудрями потрясательница, как… Как почти все те, кого она убирает (см. выше).

В-третьих, Ольга Арефьева за каким-то фигом словно бы прячется всё время за мужские спины. Возможно, как женщине, ей там уютнее — это вполне объяснимо, понятно и не вызывает никаких отрицательных ассоциаций. Но прячется она там ещё и как певица, что хуже. N и NN, конечно, хорошие музыканты, только зачем они так, «по-особому» подпевают на «Батакакумбе», что хочется провалиться под землю от стыда? И зачем Ольга Арефьева истыкала этим, с позволения сказать, «творческим» приёмом всю свою знаменитую реггийную программу, так здорово звучавшую на концертах 94 года и на раритетной, с попугаем, кассете, выпущенной тогда же клубом «Не бей копытом»? На концертных «Девочке-скерцо» и «Стороне От» мужские подпевки ведут себя куда приличнее, но на «Регги левой ноги» снова наглеют. Казалось бы — не можешь петь как африканский певец, — не мучай слушателя, но… Не знаю, не представляю себе, чем можно объяснить такое мужское суперприсутствие.

В-четвёртых, Ольга Арефьева наследует традиции полистилистики, действительно идущей из подпольного периода русского рока, когда концертный тяжеляк сменялся квартирной тихой акустикой поначалу не из-за концептуальных, а из-за организационно-конспиративных соображений. Вынужденность была обращена лучшими из рокеров 80-х (все мы знаем их имена) в творческий приём ещё задолго до того, как «Nirvana» записала свой знаменитый «unplugged». Лёгкость, с которой Ольга Арефьева переходит от нежной акустической баллады к разудалому русскому реггей, а от него к антивоенному гимну, от гимна — к плачу и вою о неразделённой любви к Абсолюту, от воя — к бездумно-весёлым боевикам типа Площади Ногина и Лимериков , эта лёгкость не кажется надуманной и не оставляет ощущения эклектики. Просто Ольга Арефьева умеет по-разному: масштаб дарования позволяет раздвигать некоторые границы не по-постмодернистски, а напрямую. Повела девица долгим рукавом — и смела одним махом с доски все чёрные и белые фигурки.

В-пятых, Ольга Арефьева, конечно, актриса, а не просто певица. Я давно не был на концертах «Ковчега», так что сужу не по мимике и жесту, а «чисто по записи». Умеет, короче, Ольга Арефьева перевоплощаться то в невинную девочку, то в девочку-самоубийцу, то совсем уже не в девочку, а прямо-таки в пробитую фурию. И сколько в ней этих других женщин, трудно сказать. Я сбился со счёта.

К сожалению, один из видеоклипов («Площадь Ногина») не открывается. Возможно, нам с коллегами досталась бракованная копия.

Влад Тупикин, специально для РокмЬюзик.Ру
12 августа 2002