Завтра. Рецензия на «Время назад»
Рецензия Андрея Смирнова на альбом «Время назад» на сайте газеты «Завтра» 17 сентября 2015
…Это «нечеловеческие танцы одиноких повстанцев», взыскующих тайны, любви, подлинности.
Это «нечеловеческие танцы одиноких повстанцев», взыскующих тайны, любви, подлинности. Арефьева не доверяет многомудрым речам («Блестящ твой ум. Жаль, дураку достался»), зная, как легко сегодня уйти в самообман, в неоправданные обобщения, в позитивистско-психоаналитические пошлости. Хотя и некоторые её излюбленные лазейки а-ля хиппи давно уже поглощены глобальным супермаркетом.
Ольга АРЕФЬЕВА и КОВЧЕГ. «Время назад» («Отделение Выход»)
Вот никогда не был поклонником Ольги Арефьевой, но даже если бы колонка не исходила из нового и заметного в современной русской музыке, а действовала бы по старинному принципу «надо слушать», на «Время назад» стоило откликнуться, пусть и с осязаемым, но объяснимым временным интервалом.
В девяностые я знал, что у Арефьевой есть три «ковчега»: блюз, акустический и регги; за два десятилетия появились ещё и рояль-, и шансон-, и даже «кабаре-ковчег», а электрический «Ковчег», похоже, стал основным, аккумулировав в себя некоторые ранние «ковчеги». Думаю, Арефьева в первую очередь числит себя по рок-н-ролльной линии, несмотря на многочисленные иные проекты.
Что симпатично, Ольга Арефьева убеждённо далека от тв-радио-«форматов», от агрессивно-послушной волны «женского рока» и, вероятно, теряя в массовом слушателе, явно предпочитает играть на куда более сложном поле, где встают великие тени прошлого. («Как ни визжи — не выйдет Джанис Джоплин»).
«Время назад» — многоликий альбом-переживание в четырнадцать композиций. Это качественное обращение к полноценной рок-эстетике, одновременно и опыт 60-70-х, и современное прочтение. Звучит пластинка с какой-то взаправдашней свежестью. Нашлось место и блюзу, и арт-року, и регги, и «дорзятинке», правда, всё-таки отечественного разлива. В Арефьевой всегда хватало «составляющих»- тут и классический рок, и городской романс, и фолк, и «флэтовые» акустические посиделки, и советские восьмидесятые майк-науменковского образца, и романтическая ирония, и неизбежные «растаманы из глубинки» — и далеко не все лично меня вдохновляют.
Насколько понимаю, добрая треть альбома — переосмысленные старые номера: «Мыловар», «Оборотень», «Папоротник», «Два» и заглавный харизматичный блюз, написанный ещё в 1991 году, когда погибла цивилизация, долго время жившая по свиридовскому «Время, вперёд!». «Средневековый барон», «Сион» с добро-наивным проповедничеством. «Два» — вольная обработка стихотворения датской писательницы Тове Дитлевсен неожиданно уходит в восточный мотив, но за внешней историей хорошо читается именно женский взгляд. Вообще, «Время назад» — очень яркий женский образ, героиня, если и не знает, то явно чувствует свою силу.
Это «нечеловеческие танцы одиноких повстанцев», взыскующих тайны, любви, подлинности. Арефьева не доверяет многомудрым речам («Блестящ твой ум. Жаль, дураку достался»), зная, как легко сегодня уйти в самообман, в неоправданные обобщения, в позитивистско-психоаналитические пошлости. Хотя и некоторые её излюбленные лазейки а-ля хиппи давно уже поглощены глобальным супермаркетом.
А главный герой пластинки — время. Но это не линейное время и, тем более, не современная беготня — успеть жить «во время». Скорее это понимание, что «время есть движение насквозь трансцендентальное», по замечанию русского математика и философа Митрофана Аксёнова. Или же ницшеанское «Всё, что было — вечно: море снова вынесет всё обратно». Ничто не исчезает бесследно. И не за пределами жизни, но здесь и сейчас можно и нужно найти смыслы и цели. Так вновь и вновь возникают и рок, и пророки, и герой Шекспир, и долгий путь к Святой земле.
Андрей Смирнов
17 сентября 2015