Sub-cult.ru. Репортаж с концерта

Репортаж Михаила Чаткина с концерта в Санкт-Петербурге в клубе «Зал ожидания» на сайте sub-cult.ru от 8 апреля 2015

…Музыкальная составляющая песен Арефьевой не менее убедительна, чем поэтическая. Её нежный, сильный и чистый голос не спутать ни с кем, он завораживает и влюбляет с первой ноты.

5 апреля в клубе «Зал ожидания» состоялся концерт Ольги Арефьевой и группы «Ковчег». На концерте музыканты презентовали новый — 17-й по счёту — студийный альбом — «Время назад».

Название альбома символично, в него вошло несколько ремейков на старые песни(«Папоротник», «Оборотень», «Мыловар»), по новому осмысленные и аранжированные, а заглавную песню Ольга написала аж в 1991 году. Но основной символизм названия, конечно, не в этом. Время будто не властно над Ольгой Арефьевой. Об этом свидетельствуют и её песни и самая её внешность. Глядя на некоторых рок-див из 90-х даёшься диву (прошу прощения за каламбур) — куда делась та милая девочка, и не это ли раскрашенное вульгарное чудище её сожрало? Того и гляди оно сожрёт и микрофон. А Ольга как хорошее вино — со временем она будто становится ещё женственнее и сексуальнее, глядя на её фигуру, пластику в голове не укладывается, что ей без малого 50. Она — человек без возраста. Всё сказанное выше об Арефьевой как о женщине, можно сказать о ней и как о художнике. Она остаётся продуктивной в наше в целом малопродуктивное для музыки время. За последние пять лет — пять альбомов. Причём сильных, качественных, соответствующих уроню лучших образцов творчества предыдущих.

Тексты Арефьевой — образчики настоящей современной русской литературы (хотя это выражение не вполне корректно, так как когда говорят «современная русская литература» зачастую имеют ввиду В. Сорокина или что-нибудь ещё гаже). Время расставляет всё по местам. Если наша эпоха оставит по себе имена в истории поэзии, то Арефьева будет причислена к классикам с гораздо большей вероятностью, чем тривиальная В. Полозкова или та дрянь, что печатается в отживших своё литературных журналах Юность, Звезда и т.д. Помимо поэтических текстов песен Ольга является автором книг стихов «Одностишия» и «Иноходец» и фантасмагории «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной». Музыкальная составляющая песен Арефьевой не менее убедительна, чем поэтическая. Её нежный, сильный и чистый голос не спутать ни с кем, он завораживает и влюбляет с первой ноты. Звучание прошло путь эволюции от прозрачной акустики в 90-х до электричества с плотным грувом, глубоким басом и сочным драйвом на последних альбомах. Музыканты «Ковчега» — матёрые пятидесятилетние дядьки, настоящие профессионалы, музыканты с большой буквы «М». С пуленепробиваемой харизмой басиста Сергея Суворова может сравниться только утончённая гениальность мультиинстументалиста Петра Акимова, принимавшего участие в большинстве проектов Арефьевой, в нынешнем составе играющего на клавишных. Но это конечно не в в обиду остальным музыкантам.

И теперь о самом концерте. Народу в «Зале ожидания» в этот вечер было не очень много, но такое чувство, что ни одного случайного человека. Публика разных возрастов, но вся очень воспитанная, интеллигентная. Был правда один подвыпивший молодой человек, который в перерывах между песнями во всю глотку признавался в любви то Арефьевой, то бас-гитаристу, но делал это так мило, что никто на него не обижался, к тому же басист и правда был очарователен. Ещё очаровательнее была сама Арефьева, на протяжении концерта она неоднократно меняла одеяния (разумеется за кулисами), а такая лёгкая эротика, как снять верхнее и остаться в топике, была ничуть не вульгарна и не пошла, так что надпись 12+ на афише оправдала себя, и за нравственное здоровье детей, присутствовавших на концерте можно быть спокойными. Контакта со слушателями Арефьева не теряла ни на минуту.

Выступление музыкантов традиционно сопровождалось представлением от перформанс-группы «Калимба»(*). Взаимопроникновение разных видов искусства характерно для творчества Арефьевой в целом. Актёр мимикой, пластикой, гримом и костюмом олицетворял центральный образ той или иной песни, её настроение, завораживал, трансформировал реальность, придавал атмосфере концерта мистический оттенок.

Звук был хороший. Во многом это заслуга клуба «Зал ожидания», всё же по этому параметру это едва ли не лучшая площадка Петербурга. Но стоит так же отметить работу штатного звукорежиссёра «Ковчега» и в целом подход коллектива к звучанию.

Вряд ли случайно была выбрана дата концерта (концертный график «Ковчега» не так чтобы плотный, в Петербурге они появляются 2-3 раза в год). В этом году 5 апреля — это вербное воскресение. Арефьева — человек не маргинальный и во многом традиционный. Православие, как и все остальные составляющие русской духовной культуры ей не чуждо, она безусловно верующий человек, хотя, конечно, её религия не ортодоксальна, например, она то и дело обращается к эстетике растафарианства, правда насчёт последнего часто не понятно, ирония это или всерьёз.

Новый альбом был сыгран почти полностью, совсем старых песен было немного, но их не очень то и хотелось, наверное потому, что не было и людей, пришедших за парой старых хитов. Правда один заезженный хит — «Нахрена нам война?» на бис Арефьева всё-таки спела, но сдаётся что это было связано не с желанием угодить нерадивым слушателям, а с той непростой ситуацией, в которой оказался наш мир, и которую Ольга Арефьева, гений современности, конечно же чувствует.

Приятного просмотра фотоотчета Екатерины Столяровой.

Автор: Михаил Чаткин
Апрель 8, 2015

* Если точнее, в числе перформеров была не только KALIMBA в лице двух человек с разными номерами, но и ODDDANCE — питерский буто-театр в лице его главы, Григория Глазунова. (Прим. веб-мастера)