Сударушка. «Бабочкины сказки»
Рецензия Сергея Соседова на альбом «Письма бабочек» в газете «Сударушка» N31, август 2004. «Бабочкины сказки»
…Завершает альбом совершенно неожиданный для Арефьевой опус. Как можно позволить себе такое после дивных реминисценций этнической музыки, барокко и ренессанса?
«На руках моих древесная кора, на ногах — рыбья чешуя, за плечами двух серебряных крыльев размах». А ещё эта певица имеет «лёгкое тело флейты, гибкое тело скрипки и жаркое тело гитары».
Ольга Арефьева. Имя, без сомнения, знакомое настоящим гурманам музыки. Её гибкий, звонкий, трёхоктавный голос, легко меняя тембр, может звучать упругой струной виолончели и арфы, нудным рыданием волынки и лютни, нежным зовом рожка свирели и торжественным звоном пасхальных колоколов. Все, кто бывал на концертах Арефьевой, отмечают редкую импровизационную сущность певицы, её умение даже из самой строгой программы устроить изящное камерное представление. Она красива, как настоящая дива, и обаятельна, как Нереида. Прекрасно играет на гитаре, танцует (в том числе и степ), читает стихи, мелодекламирует, перевоплощается в образы. Есть в ней что-то от Елены Камбуровой и очень ранней Жанны Бичевской. Только вот музыку и стихи, за редким исключением, она пишет себе сама. В текстах тяготеет больше к парадоксу, абсурду, мистицизму и аллегории. Некоторые строки, однако, навеяны поэзией Рембо, Уитмена и Цветаевой.
Неуёмная в творческих поисках и жаждущая общения с публикой, Арефьева не устаёт радовать своих почитателей альбомами, коих у неё уже около десяти. Прежде это были «Божья коровка», «Колокольчики», «Регги левой ноги», «Батакакумба», «Анатомия»… Последний диск называется не менее поэтично — «Письма бабочек». Это лучшие концертные записи певицы, сделанные ею в разные годы.
Открывает пластинку эзотерическая баллада «Глюкоза» — странная, фатальная, потусторонняя: «На море рыбка, но вода тверда, чем дольше умираю, тем верней жива. Глюкоза — в занозах пчёл — их ран ищу ещё и мне сладка беда». Музыкальное сопровождение (виолончель с синтезатором и гитарой) имитирует звучание органа и клавесина. Возникает оригинальный «готический» эффект. Певица вообще очень любит разнообразные и большей частью живые инструменты. Им отводится в программе едва ли не больше места, чем собственно вокалу. Да и музыканты у Ольги всегда экстра-класса: Пётр Акимов (виолончель), Сергей Перминов (клавиши), Михаил Смирнов (перкуссия), Евгений Фокин (гитара), Евгений Алтудин (аккордеон) и другие.
Очень важный пласт творчества Арефьевой — этника. Она смело инкрустирует свои произведения афро-американскими ритмами и кельтскими напевами, стилизацией индийских гимнов и русских народных песен. Ей равно подвластны реггей и блюз, фолк и кантри, фанк и босанова, задумчивая бардовская песня и яркая эстрадная миниатюра. В композиции «Папоротник» слышны шаманские заклинания, в «Куколке-бабочке» — голосьба в народном духе, а в лихом «Воре» (что у вора дубинку украл) — разудалая частушка; в «Дождике» — инфантильно доверчивое обращение к силам природы, а в «Хочу обнять» — причет одинокой женщины. Хрестоматийный «Сиртаки» (на музыку Микиса Теодоракиса) в устах актрисы превратился в оригинальную музыкальную считалочку: «Уходя — не жалуйся, приходя — не хвастайся, жизнь — дорога дальняя, карточка гадальная…», а лёгкая изысканная хабанера «Фредерик» до боли напомнил старую испанскую «Голубку» Себастьяна Ирадье. Великолепна также транскрипция Арефьевой известной песни Боба Дилана Mr. Tambourine Man в вольном переводе: «Эй, мистер Белый Гриб! Позови меня в свой трип…» Любопытно, что под этим самым «мистером» певица подразумевает не кого иного, как Бориса Гребенщикова — гуру русского рока (намекая, вероятно, на его духовное родство с Диланом).
Завершает альбом совершенно неожиданный для Арефьевой опус. Смиренным голосом кающейся грешницы она выпевает: «Я бы стала лесбиянкой, только как без мужиков? Раз пошла такая пьянка — режь последнюю морковь». «Как можно позволить себе такое после дивных реминисценций этнической музыки, барокко и ренессанса?» — спросите вы. Что ж, и великие когда-то «шутили». Ольга делает это архитонко и корректно. В той же «Лесбиянке» есть искреннее признание-просьба: «Я умею быть свободной, я умею быть в плену, меня много разнородных — полюби хотя б одну!» Прослушав диск, вы сделаете это без труда.
Сергей Соседов