Вестник ЛИК Антилир «Ушастые хроники». «О спектакле «Калимба»

Лиловая Депрессия и Заяц присутствовали на спектакле «Калимба» перформанс-группы O.V.O. в клубе «Арт’эриа».

Мудрая и Лиловая после всего случившегося заметила: «Как не пытайся описать это словами — всё равно ничего не получится». У меня уже ничего не получилось, и остаётся лишь описать то, чего я НЕ почувствовал.

Конечно, это не спектакль в привычном понимании, ибо я не почувствовал в нём игры. Можно притянуть за уши некий сюжет и навесить на участников действия ярлыки видимых ролей, вроде «если человек с крыльями — значит ангел». Можно переименовать само действие и назвать его мистерией со всеми втекающими и вытекающими последствиями. Наконец, можно ухватиться за извечное «жизнь — игра» и доказать, что мы все играем, и особенно тогда, когда не играем.

«Калимба» демонстрирует все игры, вместе взятые, посредством их отсутствия. Потому что она возвращает к безмерной простоте и природной естественности. Одним прикосновением ветра, одной каплей огня, одним всполохом воды она стряхивает с наших плеч ненужное бремя глупых ролей, прилипчивых ярлыков и любимых иллюзий.

На пути от «я — некто» до «я — никто» существует бессчётное количество барьеров боли. И каждая новая боль — это очищение от старых привязанностей. «Калимба» содержит в себе обряд очищения. Все эти немыслимые сущности на так называемой сцене, показывая и переживая возможные виды боли, забирают её у наблюдателей. Наверно, происходит некий прыжок через все барьеры, за пределы боли, которая оказывается очередной глубоко проникшей иллюзией. И наверно поэтому я не почувствовал никакой боли в увиденном, ведь, будучи свидетелем своей иллюзии, мгновенно растождествляешься с ней.

А ещё это безумно красиво. Красота — это такое состояние, когда любое сказанное слово разрушает её целостность. И в этом тоже — магия «Калимбы». Невозможность и ненужность слов есть внутреннее наполнение, суть происходящего действия. Более того, не чувствуется нужность такой бессловесной речи, как мимика и жесты. Происходит максимальное упрощение того языка, посредством которого с нами общается жизнь, и неожиданно, в нас самих, этот язык обнаруживается. Его нельзя понять, но его можно ощутить. Ему нельзя научиться, но достаточно просто вспомнить, что каждый из нас — его часть.

Между примитивизмом и простотой колоссальная разница. Всё, что придумывает человек, — примитивно, всё, что «придумывает» человека — просто. Слова, иллюзии, страхи и механизмы искусственны. Тишина, человек, любовь и природные стихии естественны. Достаточно просто сравнить одно с другим — и сделать свой выбор.

У каждого языка есть свой язык — его противоположность. Люди понасоздавали массу всего маловразумительного, но всегда сеть возможность вывернуть это наизнанку.

И тогда внезапно осознаёшь, насколько парадоксально наше бытиё. Между этими великими полюсами — логики и абсурда — лежит то, что называется громогласной тишиной, одухотворённой невидимостью, ослепляющей темнотой… или языком языка. Где-то здесь вы тоже найдёте своё Настоящее — свою «Калимбу». Маленькая подсказка: искать необходимо не где-то, а в себе, для этого достаточно сдвига в мироощущении. А вот в какую сторону — решать вам.

Алексей Самойлов (Заяц)
Вестник ЛИК Антилир «Ушастые хроники» N6 июнь 2005