CultCorp.ru. Рецензия на альбом «Письма бабочек»

Рецензия Вадима Зельбина на альбом «Письма бабочек» с сайта www.cultcorp.ru. 2 февраля 2004

…Тут так много всего намешано — и арабская увеличенная секунда, и Китай, и греческие сиртаки, и русские плясовые, и холодные фригийские и ещё не знай какие, лады, и совсем уж полный хаос-авангард «дождика», и эпохальная классика слезоточивой «глюкозы», которая сразу стоит первым треком длиной в восемь минут, дабы не прорвался сквозь неё ни один непосвященный.

Вчера в концертном зале ЦДХ состоялся концерт-презентация акустического альбома Ольги Арефьевой и «Ковчега» под названием «Письма бабочек». Альбом выходит по многочисленным просьбам поклонников «Ковчега» и представляет собой лучшие моменты акустических концертов Ольги Арефьевой в уютном зале ЦДХ на период 2002-2003 годов.

Ольга Арефьева уже три года интригует загадочным выражением лица, обещая нам студийный электрический альбом с язычески-путешественным названием «Кон-Тики». Но вместо того, чтоб наконец отлить себя в бронзе и вырубить в граните полноценной студийной работы, она предлагает нам вне очереди нечто эфемерное, шаткое и энтомологическое — концертную акустику, собранную как лоскутное одеяло из множества акустических концертов.

В то время, когда старый знакомый (знаковый) «Ковчег» распался, студийный альбом превратился в пустые обещания, а некоторые проницательные слушатели заподозрили застой, Ольга Арефьева занималась чем угодно, но только не работой. Она, по собственному выражению, «развлекалась», то устраивая фотовыставку своих работ, то затеивая творческий треннинг с неоднозначным названием «человеческая комедия», то разводила «бумажных тигров» ведением литературных рассылок, то занималась откровенной художественной самодеятельностью в виде фламенковых концертов, на которых не было ни одной спетой ноты, а только одно сплошное рукомашество и дрыгоножество.

Генеря на ходу множество проектов — то «рояль»-, то «шансон»- ковчеги, то «белых цыган», то под рождество рядясь в православную ризу, то осваивая классический вокал и Баха, то размахивая шариками на резинках и бросаясь в зал самолётиками, цветами и воздушными шарами, она ни одного дела не довела до конца. Где, спрашивается, результат? Может хватит бежать в все стороны? Где диски, где записи? Так и хочется, подобно басенному муравью, образумить попрыгунью-стрекозу (в данном случае — бабочку) мудрыми словами «Ты всё пела — это дело…». Так пойди же, запиши!

И вот диск — «Письма бабочек». Ну хорошо, нет студийного альбома — и концертный сгодится на худой конец. Пишут ли бабочки письма? Разве что ночные… Название напоминает о японской эротической прозе «Записки у изголовья». И музыка — такие же полуотсутствующие, не совсем законченные, прерываемые аплодисментами, как перелистыванием страниц, зарисовки, печальные и какие-то непривычные мелодически, словно переведённые я нотного языка другой страны. Интересно, какой? Тут так много всего намешано — и арабская увеличенная секунда, и Китай, и греческие сиртаки, и русские плясовые, и холодные фригийские и ещё не знай какие, лады, и совсем уж полный хаос-авангард «дождика», и эпохальная классика слезоточивой «глюкозы», которая сразу стоит первым треком длиной в восемь минут, дабы не прорвался сквозь неё ни один непосвященный.

Кто прошёл через «глюкозу» — тот уже почти посвящённый, готов ко всему остальному. И к тому, что «цветёт пиэлонефрит», и что «мы все хотим быть твоим жёнами» и к прочей игре в абсурд, заканчивающийся нелепым сетованием о невозможности стать лесбиянкой и двухминутными аплодисментами сумасшедших, которые всё ещё принимают за чистую монету этот бред. Его не напугают изобилующие в тексте бабочки, их всяческие куколки и гусеницы, а также пчёлы, осы, пауки, жуки и прочая нечисть. И не отвратит голая задница на обложке.

Состав участников концерта: Ольга Арефьева — голос, гитара; Пётр Акимов — виолончель; Сергей Перминов — рояль, клавиши; Михаил Смирнов — перкуссия.

Вадим Зельбин
02.02.04