Интервью для питерской газеты «Этажерка». Декабрь 1996 г.
…Секрет в том, что стили — просто маски. Реально я остаюсь одной и той же. Поэтому в одной концертной программе легко уживаются песни, написанные в самые разные годы. Форма выражения меняется, а суть того, что я хочу сказать, остаётся неизменной.
Московская группа «Ковчег», известная большинству петербуржцев лишь по записям, наконец посетила наш город. Ольга Арефьева, основатель и душа группы, переехала в столицу из Свердловска в 1990 году. Вскоре уральская рок-леди собрала свой первый «Ковчег». После нескольких лет экспериментов ей удалось найти постоянных музыкантов, с которыми работает уже 3 года. Сейчас состав «Ковчега» следующий: Ольга Арефьева, Михаил Трофименко, Всеволод Королюк и Бориc Марков. Правда, в Петербурге «Ковчег» выступил минимальным составом: Ольга Арефьева — голос, гитара; Михаил Трофименко — мандолина; а также известный петербургский виолончелист Пётр Акимов. Перед концертом в рок-клубе я спросил Арефьеву:
«Ковчег» открывает секреты
— Ты несколько раз радикально меняла стиль своей музыки. Но при этом твои песни, в каком стиле бы ты ни играла, звучат как старинные русские песни.
— Секрет в том, что стили — просто маски. Реально я остаюсь одной и той же. Поэтому в одной концертной программе легко уживаются песни, написанные в самые разные годы. Форма выражения меняется, а суть того, что я хочу сказать, остаётся неизменной. А насчёт старинной русской культуры ты угадал. Я действительно люблю русскую народную песню. Но кроме русской меня чрезвычайно увлекает и любая другая народная музыка. В фольклоре есть какая-то внутренняя сила и устойчивость, которая позволяет ему веками передаваться из уст в уста. Блюз и регги — ведь тоже народная музыка. Кстати, я услышала в интервью композитора Свиридова по радио очень тонкое наблюдение, что рок — это современный фольклор.
— Ты пишешь стихи и музыку сама?
— Вначале я вообще не умела писать стихи и проводила много времени в библиотеке, ища поэзию, подходящую моей музыке. От отечественной поэзии и даже от стихов «серебряного века» мне пришлось отказаться. Строчки русских поэтов упорно не хотели ложиться на музыку. Очень трудно поймать гармонию между текстом и музыкой, чтобы сложилась песня. И тогда я взяла переводные стихи — поэзию Испании, Аргентины… Они настолько вписались в мои мелодии, что многие до сих пор не могут поверить, что к примеру, песня «Дуб зелёный» — не русская народная или не моя. Так вот, я сама не заметила, как в библиотеке прошла школу поэзии и вскоре сама начала писать тексты песен. Я не расценивала их как стихи, но однажды, год назад, раздался звонок из журнала «Знамя». Редактор отдела поэзии слышала песни на кассетах своей дочери и разыскала меня. Наш разговор закончился большой публикацией в журнале «Знамя».
— С какого альбома ты посоветуешь начать знакомство с «Ковчегом»?
— Наиболее популярен регги-альбом «Батакакумба», но гораздо интереснее и утонченнее альбом «Акустик-Ковчега» «Аку-Аку». К сожалению, он не выпущен и сохранился только в концертной записи. Но я не оставляю надежды записать его студийно. Это как раз тот проект, в котором работал виолончелист Пётр Акимов. Открою ещё один секрет. Мой приезд в ваш город был вызван желанием встретиться с Петром и поиграть с ним музыку. А концерт в рок-клубе, можно сказать, побочный продукт этого желания. Я рада, что всё получилось. Кстати, мы обсуждали возможность большого концерта «Ковчега» в Петербурге и, надеюсь, мы скоро увидимся.
Дмитрий Холостов