Ответы на вопросы посетителй белорусского интернет-портала Open.by, сентябрь 2007 г.

…Мне не кажется, что я какая-то особенная. Мне так же, как и всем, порой хочется поддержки. Но почему-то чаще приходится самой поддерживать других.

На этот раз у нас не совсем обычный форум. На вопросы читателей Open.by Ольга Арефьева ответила… в Питере. А совсем скоро, 27-го сентября Ольга приезжает в Минск с электрическим концертом и новой книгой «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной», где можно будет в живую насладится её неповторимым творчеством.

Ольга Арефьева — автор более 200 песен и 11 музыкальных дисков. Сильный голос певицы проникает в души, а мелодии и слова песен врезаются в память. Она всегда выражает себя, как самобытную и ни на кого не похожую личность. Примеряя разные образы, она меняет форму звучания «Ковчега» («Акустик-Ковчег», «Блюз-Ковчег», «Регги-Ковчег», «Рояль-Ковчег», «Шансон-Ковчег»), при этом наполняя его жизнью и смыслом.

Помимо написания и исполнения песен, Ольга Арефьева занимается театральным творчеством, танцует, жонглирует огнём и проводит тренинги, развивающие тело, голос, речь, способности к импровизации, пишет прозу.

Новая книга «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной», которую Ольга Арефьева презентует в Минске 27-го сентября — это первое прозаическое произведение певицы и музыканта. А ещё это книга образов и подобий, состоящая из коротких мистических историй. Ефросинья Прекрасная и люди, с которыми она существует под одной обложкой, живут в медово-янтарной реальности неслучайных букв. После того, как Ефросинья познакомилась и подружилась со своими тёмными сторонами, её любовь парадоксальным образом стала более настоящей, чувства — более искренними, а смерть превратилась в приключение. Каждое предложение ассоциативно и многозначно, каждая фраза стремится стать отдельной историей, но знает своё место и честно выполняет договор, заключённый с автором…

Выступления Ольги Арефьевой — это всегда откровение, танец жизни, погружение в загадочный мир певицы. В четверг, 27 сентября, в клубе «Реактор» можно услышать электрическое звучание группы «Ковчег», насладиться общением с Ольгой Арефьевой и её вокалом.

Вера: — Добрый день, Ольга. Со стороны вы выглядите бесконечно сильной и самодостаточной женщиной, а так ли это в действительности? трудно ли быть сильной?
— Мне не кажется, что я какая-то особенная. Мне так же, как и всем, порой хочется поддержки. Но почему-то чаще приходится самой поддерживать других.

Олег: — Как начинается ваше утро?
— Где-то в середине дня…

Тоня: — В чем (какой песне или роли) вы выразили себя наиболее полно? Спасибо
— Пожалуй, в книге.

влюбленный: — ОЛЬГА! ВЫ БОГИНЯ!
— Спасибо, вы тоже. Не думаю что я чем-то отличаюсь в этом смысле от вас. Мы все боги, только пока маленькие. Наша планета — божественный детский сад.

Катерина: — Ольга, еще будучи в десятом классе я случайно попала на фестиваль регги (в Концертном зале Минск). Пришла я в классическом брючном костюме, только галстука не хватало)) и моя подруга тоже пришла в деловом костюме, только с юбочкой, да еще и в туфлях на каблуках. После первой песни мы поняли, что попали «не туда», а после того как вышли Вы…… пиджаки полетели в воздух. Вы открыли для меня другое измерение в музыке, Ваш голос навсегда остался в сердце. Приезжайте к нам почаще. Обещаете?
— Образ взлетающих в воздух пиджаков мне понравился. Символ чего-то официального, наносного и сковывающего преображается в нечто близкое к птицам, но в форме человека. Здорово! И насчёт измерения очень красивое замечание. Если моя музыка стала вашим проводником в какой-то момент — я рада.
Конечно же я приеду на собственные концерты, если они будут организованы. Организуют почаще — приеду почаще.
Кстати, в Минске я буквально только что была дважды — когда ехала в Европу и когда возвращалась обратно. Но об этом никто не знает.

Шпора: — У вас в ЖЖ есть журнал. Вопрос: почему так редко отвечаете на комментарии?… не хватает Вашего внимание, общайтесь с народом, через интернет заразиться нельзя, даже напиться, хотя порой и не мешало бы за ваш очередной успех )
— Почему это не отвечаю? Вовсе не так. Достаточно зайти в мой жж и посмотреть: olga-arefieva.livejournal.com
Просто бывают комментарии, на которые не требуется ответа. Или бывает, что дискуссия и без меня идёт сама собой и моё вмешательство не требуется. Но порой меня заинтересовывает какой-то собеседник и мы вполне плодотворно общаемся.

Федор,: — Говорят, что талантливый человек — талантлив во всем. Как по-вашему, это так? Случается ли такое: распыляясь на разное, не удается достичь вершины ни в одном? Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет. Заранее благодарю
— Я вижу смысл в процессе, а не в стремлении достичь вершины. Иногда она недостижима, иногда её достижение не имеет смысла и приведёт лишь к разочарованию. Гнаться за вершиной — сизифов труд. А учиться чему-то, играть в разные человеческие интересы мне нравится. Я чувствую, что развиваюсь, и мне это интересно. В этом смысле считаю, что как раз лучше всего заниматься именно тем, что не очень получается, но очень интересует.

Света: — Как рождаются ваши тексты, ну, это что-то в виде озарения, наваждения, когда нельзя не писать, или ежедневный упорный труд?
— Это озарения, но они подготовлены всей предыдущей жизнью. В том числе и трудом, но слово «упорный» ассоциируется с чем-то тяжёлым. А когда нравится — уже вовсе не тяжело а радостно. Если речь о тексте — то это заниматься текстами, словами, словесными играми и упражнениями. Ну и конечно читать, наблюдать, получать жизненные впечатления.

Хлопец: — Как вы относитесь к однополой любви?
— Так сложилось, что у меня нет близко знакомых «однополых». Поэтому в этом вопросе я не эксперт, даже на бытовом уровне. Но отношусь терпимо, хоть энергетически тут мне не всё понятно. Мужчина и женщина — это определённые конфигурации, и почему они искажаются — для меня открытый вопрос. В любом случае, «однополость» — не повод для угнетения человека. Внутренняя сущность не изменяется существенно от внешних атрибутов — пола, возраста, внешности, нации.

Амура: — Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, определение: театр для меня — это…; музыка для меня — это… Спасибо.
— Это две очень интересные и в принципе близкие сферы человеческого развития и духовного наслаждения. Сюда же я бы отнесла танец и визуальные искусства — кино, живопись, дизайн (особенно созидательное участие в них, а не только потребление результатов).

Саша: — Ольга, как по-вашему женщине решить дилемму — семья или творческая самореализация? и ещё: верите ли вы в любовь?
— Решить можно только самой, советы тут неуместны. Для кого-то семья и есть наилучшая самореализация, и очень даже творческая. Но если со страшной силой зовёт что-то ещё, это может оказаться дело жизни, а оно не прощает предательства.
Любовь в смысле страстного тяготения полов — способ отнять у людей разум и поставить их в очень сложные обстоятельства, дающие им, тем не менее, максимальные условия для развития. Любовь высшая, божественная — труднодостижимая вершина, к которой мы все понемногу идём через множество ошибок и весь жизненный опыт.

Лена: — Ольга, Вы приезжаете в Минск так редко и в основном с электричеством, что делает Ваши концерты подобными один на другой. Хотя я знаю, что в Москве Ваши концерты, мягко говоря, более разноплановы. Обидно, что минским поклонникам достается самая малость Вашего творчества. Можно ли рассчитывать на акустику, которую, кстати, Вы обещали привезти еще в прошлом мае? Планируете ли Вы выпустить альбом замечательных песен, которые Вы исполняли с Милой Кикиной?
— Да, и впрямь, акустика, волшебные, странные, изысканные песни — это то, что в основном сочинялось у меня в последние годы, и это я пою почти в одной Москве, ну ещё иногда в Питере.
В Москве у меня более широкое поле для экспериментов. Я могу себе позволить выносить на публику новое, даже не зная, будет ли это иметь успех. На гастролях же организаторы просят самое известное, наиболее беспроигрышное, и я могу их понять. Получается, так, что я всё время «убегаю» вперёд. Это проблема популярности, она стоит перед всеми более-менее известными музыкантами. Когда акустика станет популярнее электричества, я, возможно, уже опять придумаю что-то новое, и снова о нём будут так же спрашивать отдельные продвинутые личности. Се ля ви.
Но при этом электричество — не «малость». Это довольно много песен, и довольно разных. Я люблю их и исполняю с удовольствием. И добавляю постоянно что-то новое в электрическую программу, например, «Оборотень», «Каллиграфию».
Альбома с Милой не было и, скорее всего, не будет. Мы с ней пели вместе очень давно, с тех пор очень много воды утекло. Я пою иногда дуэтом с Юлей Теуниковой, но песни уже другие. Те старые красивые песни иногда по одной вспоминаю, но целиком программа, видимо, не возродится.

— … а почему лично не почтите вниманием форумовцев? Ведь за Вас на вопросы в Питере может ответить кто-нить другой… хнык
— Что такое лично? Насколько могу по интернету, настолько и лично. В Минск потом приеду на концерт. Если думаете, что за меня пишут, то может за меня и поют?

Шурик: — Расскажите плз немного о книге, которую вы написали. Что для вас она значит и как она создавалась?
— Это целый кусок жизни. Собиралась книга по кусочкам, которые я писала в течение многих лет. Надеюсь, когда минчане прочитают её, разговор будет более предметным.

Егор: — А по мне так лучшая ваша программа — электричество!! Очень здворово, что вы вообще доедедете до Минска. Кстати, откуда такое слово — «Калимба»? C чем его едят?
— Спасибо!
Калимба это африканский музыкальный инструмент. Так сложилось, что он был в центре нашего первого спектакля, а потом прижился в качестве названия.

Энн: — Для одних — «Увидеть Париж — и умереть!», для других — уйти в горы, для третьих — сидеть дома (во сне). А какое место на Земле Вы считаете достойным для встречи со Смертью?
— Думаю, дело не в месте, а в состоянии. Разве что чисто эмоционально лес, горы, природа — лучше чем большие города,

Вождь: — Рэгги-культура предполагает общение с Джа. Передавайте привет )
— Вы к нему не менее близки чем я. Передайте лично.

Андрей: — Когда можно будет попасть на Ваш тренинг в Москве ? И где ?
— Почитайте о тренинге у нас на сайте, там и подробности.

Катя: — С началом сезона поздравляю Вас! С выходом книги! Спасибо, что выбрали и Минск. Есть ли у Вас друзья в нашем городе?
— Спасибо. Это Минск выбрал меня. Думаю, мои друзья — слушатели, даже если мы лично не встречались, мы близки в чём-то.

Маргарита: — Ольга, кого из нынешних российских певиц вы особенно цените и любите?
— Себя…

Георгий: — А вы бы смогли полюбить заколдованного принца,превращённого в чудовище?Нет,я имею в виду не романтически влюбиться и страдать где-то вокруг да около него,а реально любить,жертвуя своим и может,расколдовать его?Извините за вопрос,просто всё ваше творчество о любви, мне интересно бывают ли такие женщины в реальности?
— Чисто теоретический вопрос. Любовь не спрашивает, когда приходит. Кому судьба перенести такое испытание, тот его и получает и, скорее всего, в нём победит.

Валентина: — Вам знакомо понятие кризис среднего возраста? Говорят,если человек его ощущает,это знак,что пора открывать новые сферы реальности,трудно ли вам расставаться с каким-то своими частями туннеля реальности?Как вам кажется,может быть что-то принципиальное новое для вас,или вы очень удивитесь,если такое найдётся?
— Знакомо, ещё как. Расставаться со старым как раз легче, чем найти новые мотивации.

Нос,Хэлен и Айка: — Оля,ты крута!Мы(1 панк и 2 ролевика)тебя любим?А любишь ли ты нас?В смысле панков и ролевиков? Только честно ) Спасибо.
— Отдельный встреченный человек у меня может вызывать какие-то чувства. Целые группы людей невозможно определить оптом. Все разные. В принципе, мне нравятся живые искренние существа. Думаю, среди панков и ролевиков интересных и приятных людей немало. В каком-то роде пение на сцене в разных образах очень близко к ролевой игре с самим собой, так что мы можем оказаться похожими.

Саша: — Почему вы никогда не даёте концертов в Рязани? Очень ждём
— Сами мы не можем этого сделать. Как только организуют и пригласят, обязательно приедем!

Игорь: — Как вы относитесь к неравному браку?
— В смысле, брак не по любви, а из-за денег? По-моему это бред.

Саша: — Кто для вас настоящий мужчина?
— Наверное какой-то собирательный образ придумать можно. А живые люди все разные. И все — более настоящие чем самый красивый образ.

Ольга: — Чего Вам не хватает в жизни? Что бы хотелось сейчас больше всего? За что бы отдали всё?
— Я не знаю, что тут можно ответить. Что есть, что и есть. Большой вопрос, может ли сложиться иначе, потому что наш мир определяется тем, какие мы сами есть. Будем другими — всё будет другим. А пока всё так и не иначе.

Виктор: — В одном из интервью Сергей Калугин(«Новое Средневековье»на orgia.ru)говорит,что в 90-е все «стремились» в средневековье,и вы тоже к этому очень мощно прикоснулись,но потом вас регги «с ума свёл» и «возродится ли она из пепла,сейчас очень большой вопрос».Я с большим уважением отношусь и к Вам,и к Сергею,поэтому не могли вы как-то прокоментировать эту ситуацию? Спасибо
— Серёга всё видит со своей колокольни. Мерит всё своим средневековьем, которым увлекается. Ему показалась родственной какая-то часть моей энергии и не показалась родственной другая. Но я целая, меня не распилишь. Я прожила очень насыщенные годы, получила множество впечатлений и реализовала свои разные стороны. В итоге не потеряла своих прежних частот, напротив, овладела ими. И обогатилась многими новыми. И собираюсь продолжать в том же духе.
А эти высказывания — его сугубо субъективное — «похоже на то, что мне нравится — хорошо, не похоже — плохо». Мне, может, тоже его старые акустические песни нравятся значительно больше «Оргии Праведников», но я не считаю, что он «с ума сошёл». Человек развивается как хочет, развлекается как угодно, проходит собственные лабиринты и получает ему одному необходимый опыт. И это не мешает нам оставаться друзьями.

Виктор: — И ещё вопрос: Ваше отношение к алхимии?К писателям- алхимикам? К Майринку, например? К мистикам? Кого сами любите и рекомендуете? Спасибо
— Майринк страшен, мне его читать мучительно. Такой тяжёлый кайф не для меня, хотя я признаю, что он очень мощный писатель. А вообще, я в алхимической литературе не спец, лучше того же Калугина спросите.

эгоист: — так давно тебя слушаю, что наверное уже нечего спрашивать. просто просьба начать концерт чуть позже, минут на тридцать, чтобы я сумел вырваться с работы, не хочется ничего пропускать. ну и приезжать чуть чаще тоже просьба, твои концерты для меня во многом встреча со старыми друзьями.
— Спасибо! Концерты и так традиционно не совсем вовремя начинаются: как раз чтобы опоздавшие зрители подтянулись, а те, кто пришли — со старыми друзьями поздоровались. Ну не на 30, на 20 минут, но, скорее всего, начнется попозже.

Надир: — Какая поэтическая стилистика Вам нравится?Что для Вас хорошее кино? Какое оно?
— Всегда затрудняюсь в ответах на подобные вопросы. Вроде бы очевидно, какое кино и какие стихи хорошие, а какие нет. Но попробуй-ка словами объясни, да ещё и человеку с другими вкусами и другой культурной базой? По-моему, какие вам нравятся, такие и хороши сейчас, здесь и для вас. И для меня аналогично. Притом, я три года назад и я сейчас — это тоже разные предпочтения, так что вопрос теряет смысл…

24.09.2007