Интервью газете «Правда Украины» (Киев). 10 июня 2004 г.
…Каждый из нас всегда может сделать внутренний выбор — быть рабом обстоятельств или быть свободным. Когда человеку хватает энергии — он принимает верное решение, а когда её не хватает — он много раз совершает ошибки.
Насколько можно судить по отзывам об Арефьевой в прессе, она является «принцессой альтернативной музыки» и автором гимна андеграунда «Джа пустит трамвай из болота в рай». Выпускница Свердловского музыкального училища и Московского музыкального института им. Гнесиных, снималась на телевидении вместе с любимой певицей Аллой Пугачёвой. Ольга Арефьева поёт в разных музыкальных направлениях: рок, рэгги, блюз… Её сценический образ выдержан в стиле «хиппи», да и по жизни она, похоже, исповедует «искусство быть свободным» и «жить поближе к природе».
Накануне выступления Ольги Арефьевой и группы «Ковчег» в Центральном Доме Офицеров и презентации её нового аудиоальбома «Кон-Тики», певица приехала на «5 канал».
Вообще, ведущие передачи «Пятый элемент» способны разговорить кого угодно, они действительно умеют «подбирать ключ» к любому характеру. У меня первоначально сложилось впечатление, что Ольга Арефьева несколько предвзято относится к окружающему миру и требует от нас мгновенного постижения и следования вечным истинам, как-то «жить на природе» и не поддаваться сомнительным соблазнам цивилизации. Я бы, возможно, подписалась под каждым её словом, но не следует принимать всё на веру, ибо у каждого творческого человека, а в особенности у актёров и певцов, которые всегда «работают на публику», есть свои «фишки», которыми они, порой, бравируют, но не обязательно бывают последовательны на собственном примере. Чаще всего, это «игра на образ» — то, что помогает им сохранять творческую индивидуальность. Но в ходе телеинтервью Ольга постепенно расслабилась и открылась перед зрителями с самых лучших сторон своей личности.
Арефьева рассказала, что «название её нового альбома «Кон-Тики» можно ассоциировать с личностью Тура Хейердала, — так назывался плот, на котором он пересёк океан. «Возможно, у меня существует какая-то мистическая связь с путешественником Хейердалом, — добавила Ольга, — потому что ещё один из моих аудиоальбомов, архивный, его на диске я пока я не издавала, называется «Аку-Аку», как и его ещё одна книга». Ольга верит в интуицию, она многие тексты своих песен создаёт, заранее не зная их символического подтекста: «Я не знаю, кто такая Амона Фе, кто такой Ияо. Вот, например, как получилось с песней «Когда-то сюда придёт Тот» — сначала песня была написана, а лишь потом выяснилось, что Тот — это древнеегипетский бог, с именем которого связаны сакральные мистерии и герметические учения».
Трамвай из болота в рай…
— Ольга, мы на вашем сайте в интернете нашли такое высказывание: «Гений неудобен всем, он нужен только самому себе, Богу и человечеству» — это ваши слова. А вы сами часто соглашаетесь с этой фразой?
— Да, гений неудобен социуму, который диктует свои нормы поведения, манеры и ценности. А для гения эти муравьиные тропки, которыми нас приучают ходить с детства, тесны. Мы часто сами не знаем, почему ведём себя так абсурдно, нелепо и противоестественно — а потому что нас так запрограммировали с младенчества, со школьной и институтской скамьи, словно вшили какие-то микрочипы, — и мы поступаем в соответствии с ними. Вместо того, чтобы жить на природе — мы живём в душных клетках и не замечаем этого. Вместо того, чтобы улыбаться и радоваться — ходим напряжённые и считаем какие-то деньги, и теряем при этом и друзей, и жизнь, и счастье. И пускай даже не гений, а, скажем, свободный творческий человек — это тот, кто не принимает на веру весьма сомнительные истины, которые нам вдалбливают те, кому это удобно: государство, общество, те, кто хочет, чтобы мы ходили строём.
— Когда и благодаря кому к вам пришло осознание этих истин?
— Благодаря учёбе в провинциальной школе города Верхняя Салда, пионерской организации и глубочайшему «совку», который меня окружал. И хотя теперь, казалось бы, советский уклад жизни исчез, социум всё равно опутывает нас с колыбели по рукам и ногам тысячами различных «верёвочек». И поэтому бывает довольно трудно взглянуть на мир свежим, незатуманенным взглядом и спросить себя: «А что я здесь и сейчас делаю? Хочу я этого или нет?» Нужно быть искренними с самими собой. Надо говорить человеку, что любишь его, если действительно любишь, а не молчать и ходить кругами. И не надо говорить, что любишь, если это неправда, потому что такие ложные признания как раз и приводят ко всем этим «Санта-Барбарам», трагедиям и запутанным отношениям. На самом деле с открытым человеком жить гораздо проще, потому что, если он говорит «да», значит это действительно да, его «нет» значит действительно нет. Каждый из нас всегда может сделать внутренний выбор — быть рабом обстоятельств или быть свободным. Когда человеку хватает энергии — он принимает верное решение, а когда её не хватает — он много раз совершает ошибки.
-Вы утверждаете, что людей в целом любить тяжело?
— Тяжело только то, что совершаешь нечестно. Когда находишь в себе честность — становится легко. Многое зависит от настроения, от твоего состояния. Когда в своей личности выращиваешь какие-то чувства — у тебя появляется сострадание к людям. Ты начинаешь понимать, что внутри каждого человека, каким бы зашоренным он с виду ни казался, живёт частица Бога. Увидеть внутреннюю красоту каждой личности — это уже полдела!
— Скажите, пожалуйста, Ольга, отказывались ли вы петь, если во время гастролей вас где-нибудь встречал полупустой зал?
— Вообще-то такие проблемы надо серьёзно оговаривать с организаторами перед поездкой. Но у нас такое действительно случалось в одном городе Казанской области. Мы приехали с Петром Акимовым, в тысячном зале было всего человек двести. Но мы пели для них и потом наши слушатели сказали нам, что этот концерт был лучшим переживанием в их жизни. И для нас с Петром это тоже было откровением, потому что в этом городке все в основном ходят в кепках, мешковатых штанах и изъясняются исключительно матом, в руках у каждого по откупоренной бутылке с пивом. Я ещё подумала, «а кто же придёт к нам на концерт?» А собрались точно такие же зрители, как и в Москве, и мы пережили с ними настоящий духовный полёт. Главное на концерте, чтобы состоялся творческий акт.
После эфира мы задали Ольге Арефьевой несколько вопросов:
— В каких литературных источниках вы черпаете вдохновение для своих песенных текстов?
— Для меня не существует отдельно взятого текста — это моя жизнь, моё бытие. На сайте www.ark.ru у меня есть рассылка «Заповедник бумажного тигра», где я помещаю фрагменты литературных произведений, которые мне очень нравятся, и рассылаю их подписчикам.
— Какое философское направление, по-вашему мнению, вам близко по духу?
— Это не совсем философия: нечто искреннее, чистое и талантливое. Когда встречаешь талантливую мысль — это уже философия! А философией, как таковой, я не увлекаюсь, потому что ментальные построения, которыми оперирует эта дисциплина с помощью слов, всё равно не откроют правды, ибо мир неописуем.
— А я, честно говоря, подумала, что вы Карлосом Кастанедой увлекаетесь.
— О, Кастанеда! Это, конечно, великие книги!
— Какие у вас планы на лето?
— Лето — это всегда пора отдыха для меня. Думаю уехать куда-нибудь на Кольский полуостров, или в Индию, или «в деревню, в глушь, в Саратов»…
— Ищете что-нибудь экзотическое?
— Нет, почему «экзотическое»?! Природа! Я всегда ищу место, где нет бензоколонок и казино, где нет запаха денег. Мне нужны стихии: огонь костра, вода, воздух, земля, деревья… Только в таких местах человек может жить в гармонии с самим собой и миром.
— Какой у вас любимый напиток?
— Чёрный чай, сок, может быть, чистая родниковая вода.
Записала Анна Лобановская