>

Интервью для газеты «Родной город» (Рязань). 10 декабря 2013 г.

…Первый импульс — очень неожиданный и может придти в любых условиях, на бегу. Сесть за стол, взять красивый лист бумаги — это не про меня. Внезапно и между делом появляется какая-то зацепка, набросок: надо его ухватить и зафиксировать.

Источник

30 ноября в «Старом парке» выступила известная певица, создательница группы «Ковчег» Ольга Арефьева. Вместе с музыкантами Петром Акимовым (виолончель) и Сергеем Индюковым (скрипка) она представила рязанской публике свою новую программу «Театр». До концерта нам удалось встретиться и немного побеседовать с Ольгой.

Очень хрупкая, и в то же время — такая цельная. Ни грамма косметики, ни капли звёздности… Но и простым собеседником Ольгу Арефьеву не назовёшь. Первые два «дежурных» вопроса — о привезенной в Рязань программе и о новых проектах, которые сейчас в работе, так и остаются без ответа. Ольга поясняет: у неё в голове нет «готовых текстов» для общения с журналистами. На беседу ей нужно настроиться. А это бывает непросто, особенно если позади — тягостная своими пробками дорога из Москвы, а впереди — концерт, к которому ещё надо успеть подготовиться.

Рецепт творчества Ольги Арефьевой

— Надо поискать, может быть, какой-то вопрос зацепит, и мы нормально поговорим.

— Как рождаются новые стихи и песни? Ведь в современных ритмах жизни очень непросто бывает прислушаться к себе, и тем более — что-то извлечь.

— Я не расцениваю это как работу, у меня нет расписания и плана. Но есть какая-то внутренняя готовность поймать, записать… Первый импульс — он очень неожиданный и может придти в любых условиях, на бегу. Сесть за стол, взять красивый лист бумаги — это не про меня. Внезапно и между делом появляется какая-то зацепка, набросок: надо его ухватить и зафиксировать. У меня много таких набросков, и не всем повезло стать чем-то готовым. Дальше надо сосредоточиться, посидеть. Это отдельная работа и удача — чтобы получилась песня. Для сосредоточения надо вырваться из потока. Особенно, чтобы без интернета. Мне хорошо известен рецепт творчества: уехать в какое-нибудь отдалённое место. И через некоторое время молчания или минимального общения идеи начинают расти одна за одной. Другое дело, что нахватать много нереализованных идей — это вовсе не моя задача. Песня — не только подарок божий, но и ответственность. Как ребёнок. Даже готовая мелодия с текстом — это всего лишь заявка на будущее. Дальше надо, чтобы песня понравилась группе, мы берёмся вместе, сочиняем аранжировку. Произведение понемногу начинает жить на сцене, набирать энергию и нюансы, потом в идеале её надо записывать в студии. Всё это уже требует интенсивного общения с людьми. Сочинение и реализация — два разных состояния.

— Вы не устаёте от общения, от пристального внимания поклонников?

— Я не общаюсь с поклонниками как с поклонниками. Вообще я не люблю играть звезду вне сцены, эта роль — не для меня. Меня удивляют знаменитости, которые вынужденно или по любви всюду носят впереди себя лицо. Это тяжело, а главное — не делает искренними людей рядом. Я общаюсь, но только не с позиции звезды. Общаюсь с людьми там, где они не знают, что я — это я, либо об этом не помнят, так как внимание обращено на общее интересное дело. Например, недавно провела несколько дней на танцевальном тренинге. После того как мы долго интенсивно кувыркались и концентрировались на сложных движениях, было уже совсем не до уровня «ой, а можно автограф и сфотографироваться??» Я нормальный человек из плоти и крови, и не хочу играть слона в зоопарке.

— Как выглядит идеальное место для вашего отдыха, ваш «персональный рай»?

— К сожалению, все мои «персональные раи» поочерёдно были утрачены. Мне нравилось место Утриш, сейчас там идёт противозаконное строительство чиновных дач. Но незадолго до этого там тоже уже было невозможно находиться, появилось слишком много людей, не всегда с уважением относящихся к природе и покою окружающих. Был домик в деревне у моей подруги, он сгорел. Там мы пережили множество интересных творческих дел и состояний.

— То есть ваш отдых — это уединение?

— Не совсем. Мой отдых — это контакт с природой. Меня бы устроило жить на берегу, у костра. Можно и соседствуя с близкими по духу людьми, или хотя бы с такими, которые не будут кататься на джипах по лесу и стрелять по бутылкам. Люди, которые любят природу на самом деле — они тихие и незаметные.

— Что такое для вас социальные сети?

— Это возможность общаться, наблюдать и размышлять, какие люди изнутри, заныривать в какие-то очень личные глубины. Многие переживания раньше только с близкими друзьями можно было обсудить, или вообще один на один с собой переваривали. А сейчас всё в интернете, и психологические статьи, и исповеди, и письма. По нескольким фразам определяю, что за человек передо мной. Я уже много лет в этом практикуюсь. Сейчас стали появляться типажи, которых я не всегда сразу могу распознать. Например, пишет девушка с орфографическими ошибками, мгновенно делаю вывод о её IQ. Но вдруг высказывает вовсе неглупые мысли. Как одно с другим соотносится? Выясняется, что девушка давно переехала в Нью-Йорк и потеряла языковую среду. Или человек пишет высокомерно, даже хамовато, но при этом без конца расписывается во всяческом уважении, любви и желании помочь. И я думаю: либо это псих, либо такой начальник, который привык воспринимать остальных людей только в иерархии — и никак не может решить, как со мной разговаривать, снизу или сверху? Такие вот задачки. Я больше читаю, чем пишу, а это интровертный путь. Экстраверты получают энергию от контакта, а интроверты — тратят. Если я интроверт, это не значит, что я необщительная. Просто у меня есть понимание ценности контакта, хочу чтобы он был глубоким и осмысленным.

— Когда для вас начинается подготовка концертного состояния?

— Довольно задолго. Артист — не игрушка в коробке, которую везли, кантовали, потом вытащили — и вот, она улыбается. Недосып, запах бензина, холод, духота, постоянное перемещение с места на место — это тяжело и вредно для голоса. Часто приехав в город надо просто ложиться спать вместо того, чтобы гулять и смотреть архитектуру. Спортивный режим. Чтобы включить себя в концертное состояние нужно иметь энергию, иначе надорвёшься.

— Какое у вас сегодня настроение?

— Рабочее. Постараемся, чтобы всё было отлично.

Оксана Калашникова