Eсли вы хотите узнавать о занятиях с Ольгой Арефьевой, подпишитесь на нашу рассылку анонсов в группе ВКонтакте.
Вопрос знаменитому писателю:
— Над чем сейчас работаете?
— Над собой!
Если вы хотите попасть в действительно новое место,
вы не можете знать, куда вы идёте.
Стив Пэкстон,
основатель контактной импровизации
Ольга Арефьева ведет творческие занятия с октября 2003.
Круг наших интересов:
— воспитание тела (выстраивание скелета и мышц, гибкость, равновесие, выносливость, сила, координация, разнообразные двигательные навыки)
— работа с голосом, слухом, издавание звуков, пение
— ритм
— перформанс: телесная работа с пространством, временем и вниманием
— спонтанное движение, сольный импровизированный танец
— речь: импровизация, абсурд, стихи: практика рифмы и размера
— избавление от боязни выступления
— элементы контактной импровизации
— буто
— русские песни и хороводы
….и ещё много вещей, которые трудно описать.
Вообще, мне кажется, что всем этим лучше всего заниматься в детстве. Но для взрослых, которые не закостенели в человеческой форме и не потеряли возможности развиваться, остаётся возможность играть сейчас.
Мне лицедейское призвание даёт счастливую возможность быть на сцене кем угодно и играть во что угодно.
Это не всегда могут себе позволить люди более мирных профессий. А многим хочется!
Для того, чтобы держать связь с теми, кто хочет ходить на тренинги Ольги Арефьевой, которые проводятся нерегулярно и неожиданно, мы создали почтовую рассылку. Кому надо быть в курсе, когда и где у нас следущее занятие, подпишитесь на нашу рассылку анонсов в группе ВКонтакте.
Для участия в тренинге не требуется какой-то особой физической или психической подготовки. Но рассчитывайте свои силы и способность к большому трафику внимания. Этим вызваны ограничения по возрасту и здоровью. Участие рекомендуется здоровым людям не младше 18.
Я не буду туманить вам мозги, что это какая-то чудесная школа, в которой все обязательно чего-то достигают. Всегда честно это говорю. Я делюсь тем, чем занимаюсь сама. В этом мой опыт, знания, умения, наблюдения в области работы с собой и с материей искусства. Разумеется, я не сама все придумала. Тоже училась и учусь каждый день. Но в тонких областях не работает механическая передача информации — требуется вновь и вновь ее открытие, рождение. Мы имеем дело с вниманием, с ощущением, вкусом — это все невозможно формально сложить в коробочку и выдать. Нужна собственная работа ученика по изобретению велосипеда. И велосипед будет и должен быть индивидуальным, ведь искусство не приемлет стандартности. Мы изучаем нечто над этим всем — что вообще управляет человеческим ощущением искусства-не искусства.
Это плодотворный процесс, нужно все время смотреть за нюансами, малозаметным, неведомым. Есть органы наших чувств, которые никак не названы и почти не найдены. Это как найти у себя где-то какую-то очень дальнюю и внутреннюю мышцу. Там, где нет нервных пучков, волевого управления, ощущения даже нет. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Но ощущение появится, если его искать, оно прорастет. Это тонкое, в нем нам пора начинать ориентироваться понемножку.
Искусство является идеальной практикой в этом смысле. Деятельность, которая руководствуется желанием сделать как можно лучше. Не тем, как ты продашь это, или как тебя кто-то похвалит. А все время у себя спрашиваешь: что я чувствую? Нравится или не нравится? Постепенно начинаешь набредать на вопросы — что такое хорошо и плохо, как это управляется, что такое красиво и некрасиво, в какой степени человеческая психология имеет к этому отношение. Из чего слеплено человеческое творение — из божественного плана, общественных договоренностей, генетической программы или вообще чего-то непонятного?
А достижения — это такие деревья, которые стоят вдоль дороги. Если вы идете по пути, то естественным образом проходите этапы новых и новых достижений, ну повесьте себе медальку, если хотите. Но ни за одно занятие, ни за двадцать, ни за сто не выстраивается человек, его психика, физика. Это всегда только некая заявка, план и показывание возможностей. А они бесконечны — каждый следующий шаг открывает новую, еще более захватывающую панораму и перспективу. Есть еще момент инициации или «волшебного пенделя», когда человеку закладывается в голову сама мысль о том, что он может. Сделать шаг за свою границу, начать играть. Это достаточно детское занятие. Я не пытаюсь устроить секту. Живите самостоятельно, ходите еще на какие-то занятия, занимайтесь, творите. Явный результат дает лишь вовлеченность в течение многих лет в то, что вам интересно. По моему личному наблюдению, человек бывает счастлив, когда делает шаг вперед. И это далеко не материальные шаги. Я всегда ощущаю себя учеником. Но если я какое-то умение впустила в свое поле и включила в свой инструментарий, это меняет меня, влияет на творческий процесс и творческий результат.
Ольга Арефьева — певица, автор стихов и музыки, солистка и руководитель группы «Ковчег». Закончила Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского и Гнесинский институт (РАМ имени Гнесиных) по классу эстрадного вокала. На сегодняшний день ею выпущено более 30 музыкальных альбомов и сборников и пять книг.
С юности параллельно пению занимается телом и движением.
Обучалась во многих движенческих и танцевальных школах, проходила большое количество семинаров, тренингов и мастер-классов во всех близких к своим интересам областях.
С 2003 руководит своим творческим тренингом, сферой интересов которого охвачены тело, голос, пение, речь, ритм, стихи, перфоманс, развитие способности к импровизации в любой области.
В 2004 году создала перфоманс-группу KALIMBA, чей одноименный спектакль «Независимая газета» назвала «лучшим московским спектаклем современного танца сезона». Группа поставила ряд спектаклей в жанре визуального театра, регулярно принимает участие в концертах Ольги Арефьевой и группы «Ковчег», а также участвует в создании всех ее клипов.
В центре внимания на этих занятиях — пение, слух, ритм и их связь с телом. Упражнения на дыхание, звукоизвлечение. Исследования возможностей голоса, его диапазона и разнообразия тембров. Авангардные звуки, подражание животным. Поиск «чистой воды» — собственного голоса без наложения манеры. Внимательное отношение к тембру, интонации, речевой фонетике. Работа с телесными и психологическими зажимами, мешающими звуку. Работа над преодолением страха публичного выступления. Соединение голоса и движения. Упражнения на слух, ритм, координацию, взаимодействие с партнёрами.
Рекомендую также другие группы и коллективы, занимающиеся фольклорным пением.
Ограничения по возрасту: не младше 18.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить следующее занятие!
Птички певчие. Как рок-музыканту сохранить и приумножить голос
Статья Ольги Арефьевой в журнале «Fuzz» N10 (145) октябрь 2005
В мае-июне 2018 Ольга Арефьева впервые провела курс занятий в новом формате: вокально-инструментальный интенсив — пение и аккомпанемент на гитаре.
«За месяц занятий мы заложим основу умения играть аккордами на шестиструнной гитаре и выучим несколько простых мелодичных песен. Петь будем хором и иногда сольно. Музыкальная теория и немного сольфеджио прилагаются в комплекте. Несколько красивых схем сначала взорвут вам мозг, потом внезапно уложат в голове разнородные сведения и радикально упростят ваши взаимоотношения с музыкой. Мы будем говорить о функциях аккордов и учиться не бояться разных тональностей.»
Отчет как прошел первый интенсив
Гитара или голос
Как все начиналось
Возможно проведение в вашем городе выездных занятий тренинга Ольги Арефьевой, совмещённых с гастрольными поездками (отдельно, без гастролей, тренинги не проводятся). Это уже успешно получилось в Минске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Петербурге, Краснодаре, Киеве, Иркутске, Харькове, Уссурийске, Пензе, Петрозаводске. Обычно организаторы концертов не жаждут заниматься ещё и тренингом, поэтому нужна опора на инициативных людей на месте!
Для проведения тренинга нужен зал, желательно в центре города, без мебели, с хорошим гладким полом, на котором можно сидеть и лежать (лучше специальное танцевальное покрытие или покрытый лаком паркет). Площадь — от 80 кв. м, потолок желательно высокий. Зал для тренинга должен быть уютным, хорошо проветриваемым, тёплым и чистым, закрытым для посторонних. Имеет значение акустика помещения: зал не должен быть гулким и шумным, пол — скрипучим. Важно отсутствие паразитического шумового фона, например, от жужжания ламп.
Вариантом может быть большая сцена в концертном или театральном зале (так даже ближе к искусству). Возможно, это будет большая аудитория в учебном заведении, из которой мы вынесем мебель, либо малый зал в какой-то организации, небольшой спортивный зал. Подходит изолированное на время тренинга паркетное фойе на втором-третьем этаже какого-либо ДК.
Перед началом конечно нужно вымыть пол (добровольцам-помощникам стоит прийти немного заранее). Требуется комната для переодевания и вещей (но можно и совместить её с тренинговым пространством, если площадь позволяет), возможность для чаепития (электрочайник, посуда). Требуются колонки (бытовые), на которые можно вывести музыку с плеера (музыку на плеере привозим сами). Нужен координатор для связи, с контактным телефоном.
Занятие назначается на следующий день после концерта (в выходные — днём, в будни — вечером), тогда можно легко собрать несколько десятков желающих, объявив о тренинге на концерте. Также можно сделать объявление на местном музыкальном форуме. Рекламы тренинга на местном ТВ, радио быть не должно: тренинг, в отличие от концерта, — не публичное мероприятие.
Не разрешается фотосъёмка, видеозапись, присутствие журналистов, и вообще посторонних — то есть людей, не участвующих в тренинге.
Длительность занятия: 3 часа. Занятия платные.
Участникам иметь с собой свободную, не стесняющую движений одежду, блокнот и ручку, принадлежности для чаепития в перерыве.
Если вы хотите помочь организовать тренинг в своём городе, пишите на адрес lenakalagina(собачка)mail.ru