Ольга Арефьева и группа Ковчег

Театр KALIMBA

Саунд-трек к книге «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной»

Содержит записи голоса Ольги Арефьевой, произносящего мистические импровизации в состоянии полусна.
Голос, текст — Ольга Арефьева.
Музыка — Алексей Ларионов.
Выпущен в сентябре 2007.

Книгу Ольги Арефьевой «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной» сопровождает саунд-трек — диск странной электронно-шумовой музыки и сомнамбулического бреда.

Пластинка тоже называется «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной» и содержит записи голоса Ольги Арефьевой, произносящего мистические импровизации в состоянии полусна. Записи делались на диктофон в процессе написания книги и впоследствии вошли в текст целыми кусками.

Алексей ЛарионовОтдельный объект искусства в них увидел молодой композитор Алексей Ларионов, постоянный участник ольгиного тренинга и танцор созданного ею театра KALIMBA.
Алексей Ларионов Он написал электронно-шумовую подложку и соединил оба компонента в общее сновидческое полотно. Получилось нечто коллекционное и немэйнстримовое, вводящее в транс.

Оба автора подчеркивают, что не применяют допингов. В данном случае психоделическим средством может служить сама музыка.


Диск содержит внутри инструкцию к применению:

  • слушать в полусне
  • в одиночестве
  • в наушниках
  • в случайном порядке.

Этот диск стоит особняком в нашей дискографии. Он абсолютно непохож на все, что я делала. И это не песни. И не студийные записи.

В этом произведении использованы диктофонные записи художественного бреда, а может стихов в прозе или словесных импровизаций, которые я делала в засыпающем состоянии.

На них наложил электронно-шумовую музыку Алексей Ларионов.

По ошибке пишут, что это аудио-книга, но так может заявить лишь тот, кто не читал книгу и не слушал диск. Да, некоторые тексты в чуть редактированом виде вошли потом в книгу. Но не наоборот. Это совсем не книга, прочитанная автором. Это зафиксированный процесс сочинения, а может путешествия или практики.

Мы назвали альбом саунд-треком к книге. Его задача — создавать сопутствующее настроение. Но и без книги он существует полноценно. Это музыка, под которую можно спать, заниматься танцевальной импровизацией, рисовать и сочинять.

Но только не слушайте ее за рулем или в дороге — она транслирует сильнодействующее состояние, можно случайно приехать не на ту планету.
Даже вполне взрослые и меня более-менее знающие люди признаются, что были уверены, что не обошлось без веществ. Или мягче: «ты прогуливаешься по мирам, куда люди обычно попадают лишь про помощи кислоты».

Нет, ребятки, никаких искусственных средств.

Кстати, вчера на тренинге мы вновь учились генерить качественный бред. Это далеко не абсолютное умение, которое в любой момент можно взять и предъявить. Здесь есть свои критерии красоты и истинности, больше интуитивные, но вполне четкие для тех, кто понимает. Как и в поэзии — есть большая разница между хорошим стихотворением и ученической поделкой — но не всякий ее видит, нужно иметь определенный опыт.

Подобные заплывы с диктофоном требуют удачи и вдохновения. И они чередуются с моментами, когда тебе не приходит в голову или не хочется этим заниматься, и когда особо ничего не сочинишь.
Но всегда можно делать упражнения — и они больше похожи на игру. Жизнь иногда дает удобные для этого ситуации: поездки подальше от общества и дел, друзья рядом, готовые стать партнерами в игре. Много потрясающих кусков пролетело в воздухе и исчезло, потому что не было диктофона. Запоминать это невозможно, лишь какие-то отблески как от сна.

Но… я еще сочиню!

А этот диск обладает хорошим свойством: не надоедает. Остальные свои записи я переслушиваю только по делу, фрагментарно и редко. Простая и однозначная информация в виде исполнения мелодии и текста для меня вовсе не так интересна: ведь заново спеть песню — гораздо более осмысленное дело. Это новое проживание, а погружаться в старое для меня тяжело и вроде незачем — начинаются оценки, сравнения, внутренняя критика.

А вот в такого рода произведениях содержится куда больше, чем видно. Это состояния, в них есть слои разной глубины.

И еще какая-то труднодостижимая при специальной записи правда и естественность.

Вот так я хвалю этот любимый мной диск.

Его почти не покупают — на концертах все, конечно, берут альбомы песен. Но зато уж кто послушал и прочувствовал, тот ценит находку.

А сегодня мы выложили диск на сайт Круги. Возились с этим почему-то долго, но ура, поднимаем бокал чаю за завершение! Поводом к началу возни с публикацией стало возникшее у меня желание расшифровать на бумагу буковками — что именно там говорится. И теперь текст можно читать отдельно и прямо сейчас.

Слушайте и скачивайте на здоровье, перечисляйте пожертвования если захочется!

Ольга Арефьева
9 декабря 2014