Вечерний Минск. «Маленькая вселенная Ольги Арефьевой»

Статья Катерины Честновой «Маленькая вселенная Ольги Арефьевой» в газете «Вечерний Минск» 27 августа 2001

…Четкая приверженность определенному стилю вообще не свойственна Ольге и не может быть свойственна по определению.

Она явилась откровением, принеся с собой пронзительную честность обнаженного нерва, отчаяние веселости (или веселость отчаяния?), нежность солнечного луча, порой мягкую, порой обжигающую; шаловливость ветерка, который, увлекшись, легко может сорвать несколько крыш… Разная, всегда новая, но все равно Ольга Арефьева — певица, композитор, поэтесса. Воплощение чувства в неформате, поскольку формат вообще не признает чувств.

Действительно, армия поклонников Ольги Арефьевой и ее «Ковчега» вряд ли услышит этот голос в радиоэфире или, переключая каналы, встретит один из Ольгиных клипов. Хотя — кто знает? Появилась же Арефьева в «Рождественских встречах-2001» Аллы Борисовны Пугачевой, перепугав тем самым почитателей творчества, которые тут же решили, что и Ольгу поглотит пучина попсовой глянцевости. Ольга же от недоуменных вопросов и обвиняющих предположений отбивалась решительно. «Пугачева в детстве была моей любимой певицей, — сказала она в одном из интервью. — Мое детское ощущение воплотилось сейчас. А в попсу я не пойду, да меня туда и не пригласят. Иные приоритеты в моей системе ценностей. Они не в славе и деньгах».

Слава, впрочем, Ольгу Арефьеву не миновала все равно. Ее называли «некоронованной королевой уральского блюза», «неофициальной певицей года», концерты проходят при аншлагах с минимальной рекламой. А вот записи… Не знаю, как в России, а в родном Минске альбомы «Ковчега» стали более-менее доступны лишь недавно, после открытия нескольких музыкальных магазинов. А до того, бывало, сунешь голову в специализированный киоск с вопросом: «Есть у вас ЧТО-НИБУДЬ Арефьевой?» — а там отвечают: «А кто это?» либо «Бывает, но расходится мгновенно». Выручали жуткого качества пиратские записи. Впрочем, оные активно бороздили и просторы Руси, «благодаря» чему сайт «Ковчега» приобрел рубрику «Гербарий», коллекционирующую различные «недослышки». (Например, «она сделала «ша!» вместо «она сделала шаг» и тому подобные приятности). Спасла верных слушателей сама Ольга, решив официально издать концертный альбом, которым стала «Девочка-скерцо», появившись на свет в 1997 г., на седьмом году жизни «Ковчега». Альбом этот, впитавший в себя, помимо живой энергии выступления, дух и настроения разных программ, очень популярен и любим до сих пор. К этому времени на счету «Ковчега» уже были раритетный концертник «Аку-аку», студийный альбом «Колокольчики» и первый рэгги-альбом «Батакакумба».

Четкая приверженность определенному стилю вообще не свойственна Ольге и не может быть свойственна по определению. Автор практически всех своих песен, Арефьева переплетает свои чувства, мысли, видение мира, неназойливую философию с музыкой, а это не те параметры, что могут оставаться неизменными. И «Ковчег» штормило из стороны в сторону — «Блюз-Ковчег» в 1991 году, в следующем, 1992-м, когда судьба свела Ольгу с виолончелистом Петром Акимовым и флейтистом Александром Ворониным, — «Акустик-Ковчег». Середина 90-х прошла под знаком «рэгги», породив «Батакакумбу», привлекшую немало новых слушателей. Тогда же началась работа над вторым рэгги-альбомом «Рэгги левой ногги», увидевшим свет лишь в прошлом году. Осенью, кстати, был снят клип на песню «Кукла-бабочка». Не знаю, как вы, а я его по телевизору ни разу не видела…

Тогда же, в середине 90-х, стихи Ольги начали появляться в литературных журналах. Нынешний шоу-бизнес четко разделил понятия «стихи» и «тексты», поскольку рифмованный набор слов, связанных между собой ускользающим смыслом, трудно причислить к литературным произведениям. А в стихах Арефьевой, ныне члена Союза писателей России, тихо говорящая чувственность, ласково улыбающийся сарказм, серьезность и глубина в призрачном покрове шутки… То красиво до боли, то просто боль, тут же сменяющаяся жизнерадостным смехом… Эти песни мало просто слушать. Их нужно СЛЫШАТЬ…

Катерина Честнова
«Вечерний Минск» 27 августа 2001