Музоон. «Длинновато»
Статья Алексея Тружникова в журнале «Музоон» за май 2000 года «Длинновато».
…А как легко они лавируют между мажором и минором! Как легко, даже небрежно музыканты с ними управляются! Как отвязно и душевно поет басист!
Любому артисту, наверняка, приятно, когда в кассе концертного зала гордо красуется объявление «Все билеты проданы». Сегодня весь зал Центрального дома художника действительно забит, что называется — и в буквальном значении этого слово — до потолка. А почему? Да потому, что Ольга Арефьева — певица. Закрой глаза, смешай песни, перетасуй голоса, и можно порой спутать Агузарову, Земфиру и Арефьеву: та же постановка голоса, та же народная манера пения. Мне понравились ее тексты. Да не просто тексты, а стихи. Только вот длинноваты они — но это но мой взгляд. Взгляды у нас с ее публикой, значит, разные. Что, однако, поразило, так это одна песня со стихами в форме лимериков (пятистрочия, лет 100 назад популярные в английской поэзии).
А вообще у Арефьевой много сильных песен: «Ангел смерти», «Воин» и другие. Даже вопреки тому, что как идиому, как музыкальный стиль, как художественную форму она выбрала рэгги. Почему такие противопоставления? Неужели рэгги мешает артисту раскрыться или раскрутиться? Просидев в зале с товарищем полконцерта, мы согласились, что Арефьева с КОВЧЕГОМ просто балансирует между артистизмом, и тем чтобы не показаться… нудной. Еще чуть-чуть — и слушать ее будет невозможно. А что вы хотите: песни в одной тональности, в одном темпе и в одном ритме. Ольга играет ритм на акустической гитаре, а РЭГГИ-КОВЧЕГ — это стандартное рок-трио: гитара-бас-ударные. И чтобы не надоесть слушателю, музыкантом надо быть не просто суперпрофессионаломи, а еще и безумно изобретательными творцами.
Один из них, похоже, отвечает такому определению. Совершенно стильный рэгги-барабанщик. Взрывной, и наряду с этим «качающий», он коцает по ободу барабана с тягучим драйвом. Чем-то он берет таким неуловимым, что его хочется обозвать просто и по-русски: «Левша, да и только!» Басист тоже ничего, но хоть он и в летах, чувствуется, что с бас-гитарой он пока на «вы». Один из сидящих зрителей, подсказывает, что он вообще-то ударник первого состава группы КРУИЗ Всеволод Королюк. И все же его игра не портит картины, к середине концерта он расходится: добавляет громкости на комбике, и начинает дублировать гитару. Так вот оно, рэгги-то — в любом учебнике (то бишь западном гитарном журнале) написано, что бас практически дублирует лидер-гитару.
Гитарист вот только подкачал: не рискует отправляться в соло. Гитарные импровизации таковы, что его, мягко говоря, можно назвать «ритмическим лидер-гитаристом». …Да вот беда: висят они высоко. Хоть видит око, да зуб неймёт. Они — это цели и задачи. В трио-то как воздух нужен гитарист, способный играть и соло, и ритм ОДНОВРЕМЕННО. КОВЧЕГ, а не пригласить ли вам лидер-гитару? В трио вы, того…
Ну ладно, смотрим концерт дальше. Арефьева дает шоу: чуть-чуть попрыгала в одной песне. Основное шоу (сценическое действо) происходит, когда певица снимает и надевает гитару. То свободной вокалисткой себя почувствует, то ансамбль поддержит ритмом своего (четвертого!) инструмента. Но видите ли, этот съем-одевоние происходит через каждые две песни. И очень раздражает. Путаясь в длинные волосах, певица снимает драгоценную гитару (пробую угадать цену — $300), осторожно (и неспешно) кладет ее на пол сцены, утыканный стойками, фонарями, кабелями и только потом продолжает выступление. Накал теряется. Ну кто на моем месте удержался бы от замечания: «Слушай, любой музыкальный магазин будет счастлив впарить тебе по смехотворной цене подставку для гитары. Нет нужды тебе ток мучаться… и так уж экономить. В конце концов ты не в деревенском клубе, а в Центральном московском зале. Но у нас с публикой вкусы розные, и она — хипповатая публика — терпеливо ждет, когда артистка 14 раз снимет, положит, подберет, наденет инструмент. Тем временем гитарист нажимает ногой но педаль и… его звучание уносит нос в конец 70-х или начало 80-х. Тогда ВСЕ звучали так — и АББА, и ПОЛИС, и группа Стаса Намина. Ностальгия В ПОЛНЫЙ рост.
Посреди отделения Ольга уходит со сцены со словами насчет того, что «ну попробуйте теперь без меня». Басист, гитарист и ударник затевают кокетливую перебранку на тему авторства следующей песни: «Да нет, это не я написал». На фоне этого «Мария Хуанита», смесь рэгги с «латиной», сверкающее трехголосье и преинтереснейшая гармония вызывают всеобщее воодушевление. А как легко они лавируют между мажором и минором! Как легко, даже небрежно музыканты с ними управляются! Как отвязно и душевно поет басист!
Арефьева возвращается, и вновь возникает тот неспешный драйв, TОT убаюкивающий, в сон клонящий. Орать, вопить и прыгать от удовольствия и восторга, как водится на рок-концерте, как-то не тянет. ПОЛИС играли наверное не так монотонно. И ЛОТОС тоже позаводнее был. Барыкинский КАРНАВАЛ меньше впрыскивает рэгги-специй, но звучит мощно (народу больше).
А хотите цитату, подслушанную мною на Горбушке. Стоит, по всему видно, музыкант и разговаривает с торговцем плакатами. Когда зашла речь об Арефьевой, он без обиняков бухнул: «Да я учился в школе с ее нынешним директором. Я ему не раз говорил: «Саша (или Петя, не запомнилось), набери ты ей музыкантов, которые играть умеют, и вы сразу взлетите!». А он в ответ: «Ну-у… они… друзья-я-я…» Ну-ну, говорю, тогда сидите в…» Оборву цитату, я все-таки редактор.
Все билеты, конечно, проданы. Но рискну спросить: это только раз в 2 месяца? И только в одном зале? И это все ваши концерты?
«Марию Хуаниту» подтанцовывал
Алексей Тружников