Рецензия Андрея Порываева
Рецензия Андрея Порываева на диски «Сторона От» и «Батакакаумба» июль 2000г.
…Может, она вкладывала вполне конкретный смысл в эту песню, но от меня он ускользает.
Почти в каждой песне можно услышать социальную тему. Как раньше бы сказали: автор занимает активную гражданскую позицию. И это действительно так. Скажем, целых три песни, где упоминается Джа.
«И друзья меня спросят: «О ком эта песня?»
И я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам:»БГ
Ура! Свершилось! Это наконец-то произошло! Сбылась мечта идиота! Почти год я искал эту певицу. Почти год я обходил все местные магазины и устраивал периодические опросы продавцов компакт-дисков и просвещал их, показывая название альбома и имя певицы. Почти год я заказывал через знакомых посмотреть диск «Батакакумба» на Горбушке в Москве. Еще в июне 98-го заказал его через www.cd.ru, но в октябре получил от них отписку: мол, в связи с финансовым кризисом, и т.д. и т.п. За это время вышли еще два диска этой певицы. И вот диски у меня в руках!
Все началось после того, как я опубликовал рецензию на альбом Натальи Марковой «Светозар». Там я самонадеянно попытался утверждать, что нет у нас хороших певиц, и был опровергнут. Мне начали присылать отклики из Питера, Воронежа, Волгограда, спрашивая, а слышал ли я Ольгу Арефьеву, Инну Желанную, Янку Дягилеву и т.д. Признаюсь! Был не прав! Глубоко заблуждался! И очень рад теперь этому, и благодарен всем тем, кто ткнул меня носом в мое незнание. «Есть женщины в русских селеньях!» Но, не в собственное оправдание, а ради восстановления истины, хотел бы спросить: а откуда бы я мог их узнать? В газетах и журналах (за редким исключением 2-3 журналов) вы не встретите их имен, на телевидении просто не знают об их существовании (да и, похоже, не хотят знать), интернет пока еще не всем доступен, а в Челябинск они сами ни разу не приезжали. Посмотрите, что каждый вечер показывают по телевидению или звучит по радио. Не хочу называть фамилии, не потому, что боюсь с кем-либо конфликтовать, а просто обидно назвать одних, и не назвать других, а назвать всех не хватит и нескольких страниц. Просто послушайте наши средства массовой информации (средства массовой идиотизации) и вы сами услышите. Это же певцы и певицы, не имеющие ни слуха, ни голоса, не знакомые с элементарной культурой, просто с приличными манерами и правилами поведения. Какое убожество и уродство! Их песни не дают ничего ни уму, ни сердцу, ни душе. Я на работе довольно часто слушаю «Русское радио». Просто как фон. Но иногда и этот музыкальный фон достает больше, чем даже реклама, заполняющая паузы между такими же дебильными песнями. Репертуар этой радиостанции (на мой взгляд) состоит из 95% исполнителей, имеющих только одну извилину в голове. Да и другие станции не намного отличаются. И это все культивируется, поддерживается, усиленно рекламируется. Вспомните, к примеру, что вы слышали, скажем, о певице Маше Распутиной? Вспомнили? Неужто, то же что и я? Я сам читал в нескольких газетах, даже помещены были фотографии для убедительности, что она на очередной тусовке так пела, так пела, что от натуги у нее (простите за пикантную подробность) лопнули трусы 8-[ ]. И все!!! Ну ладно бы при этом написали об ее песнях, о голосе, о новой (если такая есть) программе. Но написали только о трусах. Объясните мне, что же это за певица такая? Откуда мне знать о хороших исполнителях, если всякие голубые трубачи бывают у нас регулярно раз в полгода, а скажем, БГ, Макар, или Наумов раз в пять лет. Откуда, Ольга, я могу знать о твоем существовании, если в Москве ты регулярно выступаешь, говорят, даже на гастролях в Европе была, а в нашу «дремотную Азию» ни ногой? Хотя, вроде как сама из Свердловска? Вопросы такие, конечно же, риторические. И все-таки не хочется верить, что среди спонсоров и продюсеров сплошь недоумки и педерасты, способные проталкивать в массы лишь себе подобных.
Это было небольшое эмоциональное отступление, навеянное, кстати, чудесной музыкой Арефьевой. Так как же все-таки я получил эти диски? Очень просто! Есть такой замечательный сайт www.ark.ru, который рекомендую посетить всем. Там есть масса стихов и музыки Ольги, ее статьи и публикации о ней и близких ей по духу людях. Там есть фан-клуб Ольги Арефьевой, через который, в конечном счете, я и получил диски «Батакакумба» и «Сторона От».
Сами диски изданы хорошо. Каждый имеет вкладыш с полной текстовкой альбома. Мне хватило терпения вначале внимательно прочитать стихи, и лишь потом поставить диски на проигрыватель. Хотелось узнать, самому почувствовать какая музыка в моем ощущении легла бы на эти стихи. Скажу сразу, что только четыре песни я слышал раньше. Это «Дорога в рай» и «На хрена нам война», которые изредка можно услышать по радио, и «Если Джа хочет, то Джа хлопочет» и «Картонное пальто», которые я скачал с Ольгиного сайта. Так вот с двух альбомов мое представление о музыке, пожалуй, ближе всего оказалось к оригиналу только в одной песне — «Мыловар». Великолепная, практически балладная вещь! Близкая по духу Наумову. С совершенно неожиданным финалом: «Я звала короля, а пришел мыловар!». Все остальные вещи я представлял по-другому. Скажем, песня «Поезд за горизонт» — чисто Майковская, а в песне «Поющая Майя» я услышал А. Градского.
А вот главное открытие, которое я сделал. Оказывается, Арефьева и Гребенщиков — родственные души. По музыке, по отражению окружающего в своих стихах и песнях. Непонятно, как никто раньше этого не заметил. Смотрите сами:
«Я знаю магию чисел. Я знаю магию слов», — это Ольга Арефьева (ОА).
«Я знаю тепло камня. Я знаю запах и цвет», — а это БГ.
«На хрена нам война! Пошла она на!» — это ОА.
«Новая волна! Пошла она на!» — а это БГ.
«Но если Джа хочет, то Джа хлопочет.: Он даст тебе все, а ты дашь всем прочим», — это ОА.
«Джа даст нам все», — а это БГ.
«Растафара жив, рок-н-ролл уже нет:», — это ОА.
«Рок-н-ролл мертв, а я еще нет», — а это БГ.
«Марш на фарш! — кричит маршал войны — Мы съели их, теперь хотим вас!» — это ОА.
«Я видел генералов, они пьют и едят нашу смерть», — а это снова БГ.
Пожалуй, хватит играть в слова. Поговорим о том, что они означают. Я не зря выбрал эпиграф тот, который я выбрал. Если вы послушаете тексты, скажем, Макаревича, то там все ясно. Если это песня «Поворот», то всем понятно, что именно о нем идет речь, если, скажем, «Марионетки», то это песня о марионетках. Не могу сказать, что у него это простые песни. Нет. У него нет примитивизма и пустословия, за это я его и люблю. В каждой из его песен заложен философский смысл и есть свой подтекст. Но изложен он четко, доходчиво и понятно для слушателя. Он пишет песни так, как он может писать, так, как мыслит — четкими образами. Теперь попробуйте однозначно сказать, о чем поет Гребенщиков, скажем, в том же «Электрическом псе». Черта с два! Не получится! У него в одной песне наворочено столько образов, столько ассоциаций, что каждый поймет ее по-своему. За это в свое время наши советские критики усиленно его критиковали. Ну, как же! Ведь простому советскому слушателю непонятно, о чем поется в песне. А нужно, чтоб было понятно. Убогие люди. Они привыкли к общепиту: котлета — это жеваное мясо. Вот и в искусстве им то же подавай. У Арефьевой песни во многом схожи с песнями Гребенщикова: такая же неровная структура стиха, множество неявных, скрытых рифм, отсутствие пуританского отношения к словам. И главное, это те же смысловые нагрузки, которые несет каждая фраза, их множество, их просто нагромождение. Пример? Пожалуйста! «Дорога в рай». Каждая фраза раскрывает отдельную грань общей темы, иной раз совершенно с неожиданной стороны, но в целом, последовательно порождает в сознании массу образов связанных общей темой. Я бы эту песню сравнил с песней В. Высоцкого «Парус». Или вот песня Ольги «Тот». На мой взгляд, она здесь просто играет с рифмами. Может, она вкладывала вполне конкретный смысл в эту песню, но от меня он ускользает. Почти в каждой песне можно услышать социальную тему. Как раньше бы сказали: автор занимает активную гражданскую позицию. И это действительно так. Скажем, целых три песни, где упоминается Джа. За внешней легковесной, простоватой музыкальной оболочкой, показным иронизмом скрывается удивительно глубокий смысл, заставляющий задуматься о нас самих, о нашем поколении. Процитирую только один куплет, хотя стоило бы процитировать все:
«Вокруг все летает, но не дается в руки,
Тебя обнимают то сестры, то суки,
Ты хочешь быть вновь как трава зеленым,
Еще не старым, еще влюбленным.
Есть тысяча способов бегства из плена —
Море с овчинку, небо по колено,
Но кошек, которые скребутся в душе,
Не очень-то просто выгнать взашей».
В стихах можно найти массу просто афористичных фраз:
«Вот незадача, так не хотелось,
Но видно везет!»
Антивоенная тема занимает не последнее место в творчестве Ольги. Пусть я повторюсь, но ни один нормальный человек, тем более поэт, не может молчать об этом. Кончилось время официальных «совковых» антивоенных песен, которые писались по заказу ЦК. Пришло время песен, которые идут из души. Это просто крик: «Хватит этой кровавой борьбы за мир!» Лично для меня эта тема, как лакмусовая бумажка, выделяет настоящих исполнителей из всех прочих. И Арефьева для меня в том же ряду, что и Гребенщиков, Чиж, Макаревич, Шевчук. А вот что сама Ольга говорит по этому поводу:
Вопрос: Ты не только исполнитель песен, но еще и их автор. Все-таки девушки более склонны к лирике, к любви и романтике, а тут — «На хрена нам война»! Довольно странно.
О.А.: На самом деле, это тоже и лирика, любовь и романтика. Очень гуманная и правильная песня. Против войны, за мир. Дело в том, что многие понятия опошлены — неправильным воспитанием, школой, эстрадой, поэтому люди кривятся при словах «мы за мир» или «мы любим Родину» или «народная песня». Это самые лучшие понятия, а они опошлены. А чувства-то имеют место! И песни пишутся об этом сами. Нужна, может быть, для этого какая-то смелость, чтобы, как Шевчук, взять и спеть «Родина, еду я на Родину». А мне вот чтобы спеть, что я не люблю войну, пришли в голову вот такие слова. Опять же я их не сочиняю — они ко мне приходят, и зачастую, они меня даже пугают — я думаю, как это я осмелилась такое взять и написать? Думаю, быть может можно это как-то обойти? Никак. Нет. Ничего. Другие слова не встают. Эти здесь на месте.
Полностью с интервью вы можете познакомиться в разделе Интервью.
Теперь о музыке. На двух альбомах записаны Ольга Арефьева и группа Ковчег, но на самом деле это две разных Ольги и два разных Ковчега. В «Батакакумбе» на блюзовое (в небольшом количестве) и народное (тоже выраженное неявно) звучание наложен сочным слоем реггей. Музыка получилась просто восхитительная. Весь альбом слушается просто на одном дыхании. Очень трудно выделить какую-нибудь вещь с этого альбома, они все достойны номинации хитов, хотя почему-то я слышал по радио только две песни с этого альбома. Тем не менее, выделю «Магию чисел». По структуре стиха это почти классический блюз, однако его в песне совсем не слышно, зато в конце, в последнем четверостишье идет удивительное русское народное пение, что подчеркивается подпевкой ансамбля «Горница». Это класс! В альбоме «Сторона От» совершенно другая музыка. Во-первых, это «живая» запись с концерта, а это в тысячу раз интереснее, чем студийная. Во-вторых, это чисто акустический концерт. В-третьих, в отличие от «Батакакумбы», это более минорный, спокойный, самоуглубленный альбом. А состав! Гитара, виолончель, флейта, мандолина, перкуссия. Опять у меня возникает психологическая параллель с Аквариумом. Слушая музыку Ковчега, я не мог отделаться от ощущения, что слышу Аквариум. Что интересно: Ольга ушла от реггей в живой акустический звук, а вот месяц назад, к нам приезжал БГ с программой «Электрический пес». Так вот там он исполнял все свои старые известные вещи, но капитально переделанные. И процентов на 50 это был именно реггей! Что на это скажете? Просто фантастика. В свое время я восхищался, удивлялся и поражался БГ: как можно играть рок-н-ролл на флейте, скрипке и гармошке. Теперь я с не меньшим восхищением слушаю блюзовую музыку виолончели и флейты. Конечно, это не чистый блюз, это не чисто народное пение. Я не знаю, как однозначно назвать эту музыку. Но это здорово! Ольга, а ты рок-н-роллы не пробовала исполнять? Интересно было бы послушать. Кстати, Ольга сама напрямую упоминает Гребенщикова в своих песнях:
«Скажи, почему
В каждом Крыму,
В каждой тайге
В продаже Б.Г.?»
А вот что Арефьева говорит о БГ на вручении ей литературной премии журнала «Знамя»:
Когда я, после детства, проведённого в Верхней Салде в состоянии непрерывного духовного голода, который не утолялся телевизором и разрешёнными пластинками, попала в Свердловск и услышала «дай мне напиться железнодорожной воды», я испытала настоящий шок. Я услышала «и я был зол на себя и зол на вечер, и, к тому же с трудом отыскал свой сапог, и хотя меня очень просили остаться, я решил уйти, хотя остаться мог», «и когда по ошибке вошёл в этот дом Александр Сергеич с разорванным ртом, то распяли его, перепутав с Христом, и узнав об ошибке днём позже». Я знала, я чувствовала это — что можно писать так вот свободно и открыто, что где-то не на другой планете есть настоящая жизнь, и вот я её наконец встретила! Моя судьба была решена!
Просто сразил меня виолончелист Петр Акимов. Все определения его игры будут превосходной степени! Это просто великолепно! Бесподобное, сочное, динамичное звучание виолончели пропитывает весь концерт. Очень талантливый музыкант. Да и голос у него, в самом деле, очень интересный, однако петь он не умеет и частенько попадает мимо нот. Но вы послушайте, какие «Безобразия» он там вытворяет вместе со своей виолончелью!
Ольга тоже значительно изменилась, по сравнению с первым альбомом. Намного лучше стала владеть голосом. Голос стал более звонкий, чистый, открытый, появились новые оттенки. В нескольких песнях мне слышался удивительно чистый глубокий и сочный голос, напоминающий голос Агузаровой. Однако у Жанны, кроме голоса, ничего нет: она не пишет таких стихов, она остановилась в своем развитии, она своим диким поведением распугала своих поклонников. Как говорит моя дочь: «Шиза косит наши ряды».
Хотел бы выделить из альбома «Сторона От» несколько песен особо. Это «Дуб зеленый», «Лесорубы» и «Тигры», в которых основу составляет народное пение, где-то даже слышатся дикие языческие пляски. Это балладные «Забор» и «Мыловар», где напряжение в песне нарастает от начала к концу, воздействуя на психику слушателя. Это почти рок-н-рольные «Поезд за горизонт» и «Это не рок». И это ироничные шедевры «Бом колокол» и «Картонное пальто». Теперь о грустном. Благо, это лишь технический ляп. Совершенно непонятно, зачем сделали сквозную нумерацию в двойнике «Сторона От». В результате этого второй диск играет на плеере, а на CD-ROMе не хочет. И такие проблемы возникают у многих. Придется самому переписывать второй диск на матрицу. Однако такие возможности есть не у всех. Да и при минимальной месячной зарплате в 4 доллара у нас в стране получить диск за 18 долларов с проблемами, согласитесь, как-то не очень.
И, в заключение, обращаюсь, как обычно, к тем, кто еще не знаком с певицей Ольгой Арефьевой. Если вы в состоянии слушать не только ширпотребную музыку трех аккордов и двух нот какого-нибудь Антонова или Шуфутинского, если вы переросли (помните, как в детском конструкторе: от 7 до 12 лет) такую музыку, то рекомендую вам найти и послушать эту певицу. Вы не разочаруетесь. К сожалению, по-настоящему хорошей музыки не так уж и много. Лично я обязательно найду себе и третий ее альбом «Девочка-скерцо».
Хорошей вам музыки!
Порываев Андрей
(Robert Plant fun)
Copyright 1998 Андрей Порываев and@icc.surw.chel.su