Fuzz
Рецензия М.М.НОКС на кассету «Девочка-скерцо» в журнале «Fuzz» за май 1998 года.
…Слишком сильно чувствуется, что в последнее время Арефьева тесно общается с Умкой.
Совершенно прелестный концерт; «Отделение «ВЫХОД» весьма разумно пошло навстречу Ольге и его издало целиком, в нечастом 90-минутном формате*. Отличительные черты — легкость, даже праздничность атмосферы; чувствуется, что Арефьева поет с удовольствием, и это хорошо вообще — как-то не принято у наших исполнителей получать удовольствие от концертов, все больше воспитывают, просвещают и поучают — и в частности: многие Ольгины концерты прошлых лет отличали взвинченность, надрывность, трагизм. А тут — майская королева в окружении талантливых придворных-музыкантов и благодарных подданных — публики.
Однако, получив искреннее наслаждение от прослушивания, не могу, по гадкой профессиональной привычке, удержаться от пары мелких замечаний. Во-первых, концерт мне показался невыстроенным, спетым по принципу «что вспомнилось» (надеюсь, не по заявкам слушателей); если б песни были подобраны чуть более вдумчиво, не возникало бы некоторых перекосов в настроении: серьезные «Будем Были», «Эй, Ухнем», «Она Умерла», «Ночь В Октябре», «Про Фольгу» как-то не вяжутся с общим радостным ощущением. И второе: слишком сильно чувствуется, что в последнее время Арефьева тесно общается с Умкой. Сам по себе этот факт ничем не плох, немного смущает лишь то творческое влияние, под которое, кажется, Ольга подпала: не только прямые цитаты из Умки («Беспредел»)** и песни, написанные специально для нее («Картонное Пальто») ***, но и чисто интонационное подражание (Хвостенковская «Орландина») и методы построения текста («Куда Пойти, Куда Податься»). Нет, они обе — исполнительницы интереснейшие, но дело в том, что — очень разные. Более того, если Арефьевой, с ее уникальным голосом и высшим музыкальным образованием, несложно (даже в порядке игры) спеть «под Умку»****, то вот Умка — ни в шутку, ни всерьез — «под Арефьеву» никогда работать не станет: не потому, что не сможет, просто ей, как творческой единице, этого не надо. Но и Арефьева представляется мне не менее самостоятельным творцом со своим индивидуальным почерком, и хочется надеяться, что увлечение песнями подруги не перерастет у нее в отказ от себя. Все же — не девочка-хиппушечка давно, но Личность и Певица.
М.М.НОКС
На самом деле целиком концерт занимает 130 минут.
Webmaster
«Беспредел» возник так: я придумала первоначальную мелодию, а слова «нет предела, когда ты не при деле, но есть бепредел» мы тут же сымпровизировали вместе с Умкой. Я вскоре дописала эту песенку с посвящением ей, а она подхватила мелодию и написала песню «Я ничья», добавив совершенно классный припев «бом-бом-бом-бом». Её песня, я думаю, получилась удачнее.
Ольга Арефьева
«Картонное пальто» написано под впечатлением концерта В. Луферова, где он в числе прочего, пел очень забавную «дворовую» песенку с словами «Я у тебя не спрашиваю, что у тебя болит, а я у тебя спрашиваю, что ты будешь пить». Меня ужасно развеселили чудовищные рифмы типа «палка-селёдка», принятые в текстах подобных жанров. В пародийном «Пальто» я наставила кучу таких же незаметных шуток — «пальто-шитьем», «мешке — не те» и т.д. Умка — филолог, она, конечно оценила юмор раньше всех и сразу начала петь эту песенку. Вообще-то написала я её вовсе не для Умки, а просто так. Но я не против того, чтобы она иногда пела мои песни.
Ольга Арефьева
Когда у Ходжи Насреддина спросили, сколько ему лет, он ответил «десять». Когда через несколько лет ему снова задали этот вопрос, он снова ответил «десять». Но как же это возможно? — удивились окружающие. «Мужчина должен быть верен своему слову!» — с достоинстовом ответил он! Я никогда не была сторонником узколобой действительности. Одномерность и неизменность удобна только тем, кто нас сортирует по полочкам — есть объект, для него нужна полочка и наклейка. А объект вдруг раз — и изменился! Неужто полочку менять или расширять? Не отношу зацикленность на своём пупе к большим достоинствам. Поэтому никогда не стесняюсь проявить свои чувства по отношению к другой личности и чужому творчеству. И поучиться тоже не стесняюсь. В Умке, например, я встретила недостающую часть себя (да и она тоже писала «мы друг у друга в голове, как круга половинки две, друг друга сразу узнаём, давай споём вдвоём!»). Я всегда была некоей грустной, трагической персоной, а через неё я почувствовала возможность радости, веселья (моего собственного, а не её!). Вообще, я думаю, люди учатся друг у друга именно таким вот вещам, а творчество (если оно настоящее) у каждого неминуемо остаётся своим. Я думаю, она тоже у меня кое-чему поучилась. Нам обеим от этого была польза. Называть это подражанием — смешно. Тем более, отказом от себя! Это, скорее, нахождение! Таким же образом я всосала многие интересные вещи в мире — и мне и вещам от этого только польза. Кстати, об Умке. Мне очень нравятся некоторые её песни, я бы даже хотела их спеть и записать. Как вы думаете, от этого была бы польза или ущерб?
Ольга Арефьева