Петля. Репортаж о концерте
Репортаж Ольги Бернштейн о концерте в Театре Эстрады (Спб) 3 ноября 2006. Самиздат-журнал «Петля» N1 (Санкт-Петербург), январь 2007
…ни один из её концертов нельзя назвать очередным, поскольку всякое её выступление — это представление, по гениальности не сравнимое ни с каким другим
Широкой публике почти никогда не становятся известны имена истинных национальных героев.
Девочка-девушка-женщина, всегда разная, но никогда не изменяющая себе, Ольга Арефьева остаётся для небольшой части населения нашего отечества неугасающей звёздочкой на тёмном и мутном небосклоне современной действительности. Вот, и 3-его ноября она посветила Питеру в небольшом зале Театра Эстрады имени Райкина. Именно там и тогда прошёл очередной её акустический концерт (хотя нет… ни один из её концертов нельзя назвать очередным, поскольку всякое её выступление — это представление, по гениальности не сравнимое ни с каким другим).
Публика в зале была более чем разномастна: от растафарианского вида молодых людей до преклонного возраста явно уже бабушек и дедушек (кто-то приходил целыми семьями). Конечно, солидных дядечек в дорогих костюмах я не видела, но вполне возможно, что они шифровались.
В 19:30 на сцену вышли четыре человека: Сергей Перминов (клавиши, рояль), Сергей Индюков (гитара), Пётр Акимов в джинсах и смокинге(*) (виолончель) и сама ОА. Свет погас, концерт начался. Затаив дыхание, слушала я звуки, лившиеся на меня. «Антиутопия» (**) открыла концерт. «Внутри и так перепилен трос». Вообще тексты и стихи ОА (на мой взгляд, тексты в особенности) — всегда некий странный, новый и необычный для нас мир, приоткрывающий не просто завесы и тайны одной женщины, но чудеса самой жизни. «Неодета и стройна полная луна». Третья песня неожиданно удивила классическим вокалом. Следующая исполнялась уже на живом рояле. Вообще, это потрясающее сочетание удивительно сильного звука рояля с божественным звучанием виолончели, от которого вибрировал даже пол, особенно в качестве аккомпанемента к забавной песенке «о мёртвом», давало вполне яркий эффект («он весь и он не весит ничего» (***)). Пятая песня, исполненная от лица двух тайно влюблённых друг в друга людей, один из которых всё порывался уехать в Ленинград, чем-то отдалённо напоминало советское танго (в первую очередь, благодаря роялю). Следующей песней стала некая ария из оперы «Шахматы» («здесь не игра, а жизнь моя»).
«Великий всё живёт везде и знает обо всём» — пела ОА в седьмой песне. Подруга, с которой я ходила на концерт, во время исполнения вдруг словила себя на мысли, что она под чарующие индийские мотивы песни начинает, как кобра под звуки дудочки, плавно покачиваться. Эта песня тем более имеет право быть примеченной, что даже мой сосед, доселе сидевший неподвижно, скрестив руки на груди, вдруг ей похлопал.
Затем прозвучали ещё две песни («Плачь об этом» (****) и «Comedia del arte»). Следующая (*****) же, по словам Ольги, о современном Петербурге и театре, нежно, но уверенно сжала своей тёмной рукой всё нутро, перевернула, потрясла и не отпускала до самого последнего своего звука. «Я люблю человека без сердца, я люблю человека без рук», «ты бреешь ноги бритвой Оккама». Песня пробрала до такой степени, что в отдельные моменты меня даже пробивало на мандраж. Впрочем, последняя песня первого отделения, «Оборотень», ничуть по эффекту не отставала от предыдущей.
После небольшого перерыва концерт продолжился. Сложно передать словами впечатление, но возможно мне удастся описать хотя бы частично своё восхищение, если скажу, что, по сравнению со вторым отделением, первое (при всём удовольствии от него полученном) слушалось всё-таки душновато.
Второе отделение началось, насколько я поняла, песней о глюкозе. «Чем дальше (******) умираю, тем верней жива», «я ненавижу всё, что может быть моим». Песня поразила до глубины души потрясающим соло на виолончели, оставившим горячий след в сердце.
Собственно, изначально было заявлено о том, что будет сыграна «новая акустическая программа». Концерт это заявление оправдал: из старых песен было сыграно всего четыре. Сначала прозвучала хрустальная «Девочка-скерцо», затем настойчивый «Забор». Блок старых песен прервала русская народная из финала спектакля «Калимба» и песня «Всё так просто», под которую лично мне ясно вспомнился Володарский мост (уж, не знаю, откуда такие ассоциации). Затем была исполнена «Аллилуйя», которой мой сосед хлопал громко и с восторгом. На «Панихиду по апрелю» Ольга вышла с бенгальскими огнями, а зал хлопал в такт практически на протяжении всей песни. Несмотря на то, что эта песня не самая мною любимая, но именно во время её исполнения я в очередной раз поняла, насколько один только голос способен заставить человека дрожать, восторгаться и плакать одновременно.
«Я не знаю, зачем я так громко дышу» — восьмой песней (новая песня про Вавилон) прозвучал потрясающий по энергетике блюз. Перед следующей песней, в исполнении которой принимал участие рояль, Ольга надела маленькие ангельские крылья и в роли ангела спела об Анжеле («Когда было время, что времени не было»). Десятая песня состояла из одной строчки: «Стихи ни о чём» — повторенной nное количество раз. Вооружившись флажками, Ольга прыгала и дурачилась на сцене так, как умеет дурачиться лишь она одна, изредка подбегая к микрофону и, пародируя классический вокал, пропевала свою сакраментальную фразу.
Одиннадцатая песня (очевидно, предполагавшаяся последней) началась со строчки, глубоко запавшей мне в душу: «Я бы стала лесбиянкой, только как без мужиков?». На середине песни появился роялист и обломал все мои надежды на то, что песня будет целиком сыграна под виолончель ..но у душ такие лица, не такие, как у тел..
После песни светильники в зале начали медленно виновато зажигаться и некоторые зрители даже начали подтягиваться к выходу. Однако вызванные овациями и криками из зала, выступавшие вновь появились на сцене и поставили красивую блюзовую точку с пиццикато на виолончели: «Я играю не в такт, и стихи плохи, но я — факт».
Зал аплодировал стоя: есть чему.
* Впрочем, такому индивидууму, как Пётр Акимов, можно было бы посвятить и отдельную статью, что, вероятно, и будет сделано мною по прошествии некоторого времени.
Ольга Бернштейн
Самиздат-журнал «Петля» N1 (Санкт-Петербург), январь 2007
** Песня называется Театр
*** Точная цитата: «он весел, он не весит ничего»
**** Песня называется «Те мотыльки»
***** Песня называется «Бритва Оккама»
****** Точная цитата: «Чем дольше умираю, тем верней жива». Песня называется «Глюкоза»
(примечания веб-мастера www.ark.ru)