Алексей Орлин, «Майская акустика Арефьевой»

Репортаж Алексея Орлина о концерте Ольги Арефьевой и «Ковчега» в Филармонии Тольятти 15 мая 2012 «Майская акустика Арефьевой»

…нет у Арефьевой пустых песен. Мало того, что внутри — не тексты, а именно стихи, так ведь еще каждая — этакий мини-спектакль, законченная история.

До…

Не могу сказать, что этого концерта так уж прямо ждал-ждал. Да, знал, что Ольга снова будет в филармонии. Да, планировал гипотетически, что было бы неплохо. Однако калейдоскоп событий последних недель закружил с такой силой, что вспомнил о концерте только, когда увидел на календаре — завтра 15-е мая. А поскольку своего желание попасть коллегам из филармонии не продублировал, то уже как-то и смирился с тем, что, видимо, на сей раз — не судьба.

Внутренне сие, думаю, объяснялось еще и сильнейшим впечатлением от полновесной электрической программы Арефьевой, которую она показывала в Тольятти в ноябре. Все-таки акустика — жанр специфический, здесь ничего не спрятать за мощные аранжировки, за напор энергетики. Была, честно признаюсь некоторая боязнь, уж если не разочароваться, то не получить того удовольствия, которое до сих пор живет внутри. Поэтому, когда мне позвонили и сказали, что ждут, какое-то время колебался, но решил — стоит изменить «картинку» дня, попробовав поменять минус на плюс. При этом, в какой-то степени, хотелось и поддержать своим скромным участием музыкантов, поскольку уже знал, что аншлага не будет.

Во время

На подходах к филармонии стало ясно, что и провала по зрителям — точно не будет. Публика оживленно галдела на крыльце, готовясь к действу. Причем (это, кстати, было видно еще по пассажирам маршрутки) для большинства — концерт представлялся вовсе не рядовым. На Ольгу пришел свой зритель. Зритель, который ее любит. Который знает песни и альбомы. Который готов поддерживать, подпевать, сопереживать… В общем, думаю для любого музыканта — работать для такой публики — удовольствие. Здесь нет жующих попкорн, или мучительно терпящих, изнывающих от тоски, в ожидании финала. Удивительно, что Арефьевой удается быть интересной людям разных возрастов и устремлений — в зале были музыканты, дизайнеры, журналисты, актеры, инженеры (это — только те, кого я знаю). Впрочем, может быть, вовсе и не удивительно?!! Выходя на сцену, как бы она себя не чувствовала, Ольга остается даже не музыкантом, но артистом, понимающим, что сцена не прощает фальши.

Фальши и не было. Собственно, начали программу с как бы, заглавной вещи всей программы «Анатомия». Как бы — потому что именно эта программа была написана в течении двух недель много лет назад Арефьевой и ее другом и партнером виолончелистом Петром Акимовым. Уже потом к дуэту добавился скрипач Сергей Индюков. Как рассказала Ольга, программа с тех пор давно поменялась. Входят в нее вещи, сделанные в разные периоды. Более того, как выяснилось по ходу, в концерте принимала участие представительница пластически-танцевальной команды театра «KALIMBA» Лена Калагина, а за пультом «рулил» басист «Ковчега» Сергей Суворов. То есть, компания постепенно разрослась, но именно таким составом они чаще всего, как оказалось, отправляются на гастроли. Так всегда легче сорваться, нежели полновесным электрическим проектом.

Ну, а дальше началось просто пиршество «красок»! Пошли в ход любимые регги, баллады, шуточные (но, при этом, наполненные глубоким философским смыслом песенки). Что самое любопытное — временами абсолютно забывалось, что на сцене лишь трио — гитара-виолончель-скрипка. В зал шла настоящая звуковая волна. Это — «качало»!! Просто сразил Акимов. Мало того, что он виртуозно выдавал на своем инструменте, берущие за живое мелодии, так ведь еще умудрялся играть слэпом, как на басу, и периодически превращать виолончель в перкуссию!! При этом Петр легко и непринужденно периодически присаживался к роялю, и там демонстрируя просто класс — исполнительский и артистический. Не было ни одного номера, где бы он просто с каменным лицом играл. Нет. Он жил каждой песней, соответствовал ее содержанию, вживался в роль. То есть, был полноправным участником процесса. Более того, просто «вставила» вещь про «алкоголика-философа», где вместе с подключившимся звукачом и Ольгой, разумеется, выдали в концовочке классный голосовой аккорд. Сергей Индюков сам, может быть, держался чуточку в тени, но его скрипка (а в части программы и гитара) была очень заметной. А уж, когда они «давали» унисонные фрагменты с виолончелью — это смотрелось очень «вкусно» и красиво.

Понравилось отношение музыкантов друг к другу. Обратил внимание, как легко и спокойно, не привлекая внимания (музыканты знают, какой это важный нюанс!), Индюков периодически подстраивал гитару Ольге. Она же в эти минуты, чуточку освободившись, делилась какими-то своими наблюдениями, рассказывала какие-то короткие истории.

Характерно, что это вовсе не выглядело этакими искусственными вставками — обладая отменным темпо-ритмом и вкусом, Арефьева делала это абсолютно органично.

Программа получилась мощной — только до перерыва была отыграно 12 песен, и еще больше, включая бис (публика традиционно отбивала ладоши и не хотела музыкантов отпускать, и они, с удовольствием вышли!). И, что самое странное, пролетело время, как одна минута. Не было желания смотреть на часы. Было желание — смотреть, радоваться, слушать, участвовать… Вы же сами знаете, бывает так совсем не часто.

Арефьева сумела своим подходом к акустике, в очередной раз подтвердила две вещи: у хорошего музыканта и при таком подходе есть чем «держать» публику, а акустические инструменты — вполне могут давать энергетику и драйв! Более того, скажем одна из моих любимых «Не верьте мне, как я не верю вам» — в акустике, по фоно, прозвучала, пожалуй, даже ярче нежели в электрике. Или, возможно, как-то более трогательно что-ли… Вообще подбор песен, их сочетание, умение постоянно интриговать (в хорошем смысле), конечно, идут от личности автора и вокалистки. Ольга мастерски меняла пронзительную трагичность — на шутку с подтекстом, а заставляющую вслушиваться в каждую нотку лирику — на развеселый регги. Наличие же музыкантов отменного уровня позволяло мастерски выдавать с (Акимовым за роялем), допустим, кусочки рэгтайма и биг-бита…

Умение владеть голосом Арефьева отличалась всегда, просто сейчас, видимо, пришел тот самый опыт, когда ты легко можешь эти возможности использовать без особого напряга (для нас зрителей), то улетая высоко, вытягивая самые верхние нотки, то, опускаясь вниз, браво распевая совершенно в «разговорной» тональности. Ну, и, конечно, что для меня, скажем очень важно — нет у Арефьевой пустых песен. Мало того, что внутри — не тексты, а именно стихи, так ведь еще каждая — этакий мини-спектакль, законченная история. Это мало кому удается — совмещать форму и смысл.

Были в программе и неочевидные, вроде бы, «штучки», но меня согревшие. Как, например, отсыл в одном из номеров к «Сладкой N» Майка. Расцениваю (для себя, разумеется) как некую преемственность традиций. Конечно, не в плане музыкальной однородности и одностилевости, а в плане «корней, за которые стоит держаться».

Видимо чувствуя душевную поддержку зала, Ольга еще и пожонглировать умудрилась — мячиками и булавами, и даже, типа фокус-шутку продемонстрировала — вытянув из шляпы кролика (игрушечного, конечно), угнездив его на плечо, а шляпу на голову. Вот в таком виде она и «забабахала» «Доставайте кроликов из шляпов…».

Словом, это был концерт, когда удовольствие получают обе стороны. А это, наверное, и есть самое главное?

После

Есть у Арефьевой традиция — после того, как отыгран последний номер, она через несколько минут выдвигается в фойе, где общается с публикой, попутно ставя «печати» на собственные книжки, которые поклонники приобрели тут же. Так вот во время такого общения, Оле напомнили про цветы, которые она раздавала зимой. Ольга расстроилась: — «Ну, вот, я просто забыла в суете» — Но тут же исправилась: — «Сейчас кого-нибудь пошлем в гримерку. Принесите, пожалуйста!». В общем, часть самых стойких снова получила цветы от Ольги. Чего изменять хорошим традициям?! Тем более, что они наверняка будут продолжены. Поскольку, недовольных после концерта я просто не видел, а все остальные звали Ольгу приезжать еще.

Как вы сам понимаете, передо мной вопрос — идти или нет на концерт Арефьевой — больше вряд ли встанет. Ответ-то очевиден!!

Отличная акустика от большого мастера. Решпект!

Алексей «Алекс» Орлин 17.05.2012