Utro.ru, «Ольга Арефьева споёт по заявкам зрителей»

Статья Андрея Иванова с сайта www.utro.ru «Ольга Арефьева споёт по заявкам зрителей» 8 апреля 2005

…Перформанс — понятие, пришедшее к нам с Запада, — вот, наверное, самая правильная оценка концертных «хулиганств» Ольги.

Она такая разная, Ольга Арефьева.
Мне, например, безумно нравятся ее рэгги-альбомы — большая часть «Батакакумбы» (где наиболее раскрученные «Дорога в рай» и «На хрена нам война» как раз часто игнорируются в силу замыленности в радиоэфирах и, отчасти, плакатности), — и «Регги левой ногги», тот практически целиком. Не то чтобы мне была как-то особо близка культура растафарианства — честно говоря, как и Ольгу, меня привлекают в этих ее песнях прежде всего ритмические структуры — и та невесомая легкость, с которой Арефьева оперирует звукоформами и жонглирует мыслеобразами. Рэгги в ее интерпретации — живое, как полет хрустальной «куколки-бабочки» и обжигающе-бодрящее, как студеный горный ручей:

А вот ее программы «в акустике» кажутся суховатыми, как будто чего- то в них не хватает. Хотя, возможно, такие ощущения возникают только при домашнем прослушивании записей — на концертах Арефьева совсем другая. Ее выступления лучше всего характеризует термин «поток сознания» — так похоже на других и не похоже ни на кого. Она упорно не называет себя певицей (хотя диплом Гнесинки упорно свидетельствует об обратном) и поэтом (сознававшись, однако, что после вручения литературной премии журнала «Знамя» «изменила систему оценок и стала к стихам строже относиться, поняла, что слово — это значит тебе не в бирюльки играть»).

Так кто же она? Романтик, сохранивший в душе почти детскую открытость миру, радующийся каждому новому дню и находящий кайф в общении с окружающими ее людьми. И прагматик, живущий среди жестких реалий современного мира. Философ, свои песни «пропускающая через себя» — и шут, в ровно той самой мере, что и булгаковский Бегемот. Человек глубоко духовный — был в ее жизни период, когда она жила в Оптиной Пустыни, искала себя и пришла к выводу, что главное для нее — музыка. На ее книжной полке мирно соседствуют Карлос Кастанеда и Туве Янссон, Кафка и Пелевин, Гессе и Гашек. Странно, что среди ее любимых песен нет ни одной композиции Эдмунда Шклярского(*) — ее сравнительно недавние представления с гротескным «балетом» в чем-то перекликались с последними шоу питерского «Пикника». Перформанс — понятие, пришедшее к нам с Запада, — вот, наверное, самая правильная оценка концертных «хулиганств» Ольги. Но тогда, отвечая на вопрос, открывший этот абзац, можно сказать так: Арефьева — Артист. Вернее, Artist, то есть художник в широком смысле слова. Думаю, она не сильно будет возражать против этого «ярлыка», хотя людей, их «наклеивающих», Ольга недолюбливает.

23 апреля Арефьева сыграет и споёт по заявкам своих поклонников в театре Эстрады. Выбор площадки с таким названием, конечно же, совпадение. В жизни Ольги однажды был момент, когда эстрада чуть не поймала ее радостно в свои цепкие объятья — когда в 1987-м году в Юрмале второкурсница свердловского музыкального училища вышла в финал конкурса, став его лауреатом. Но Арефьева предпочла тот путь, которым идет сейчас — путь независимости и внутренней свободы. Свободы, подчеркиваю, внутренней, поскольку жить в обществе и быть свободным от его законов нельзя. Поэтому обязательство перед поклонниками — сделать концерт по их заявкам — Ольга намеревается, по возможности, выполнить. Проголосовать за ту или иную песню можно на «домашней» странице артистки.

Андрей Иванов
8 апреля 2005

(*) Ольга исполняла песню Эдмунда Шклярского Течёт большая река на трибьюте группы «Пикник», выпущенном в 2003г. (прим. веб-мастера www.ark.ru)