Newsinfo.ru. «Русские песни группы «Ковчег»
Статья Степана Веребрюсова с сайта newsinfo.ru о концерте в рамках Goldenmask.Club 31 марта 2006. «Русские песни группы «Ковчег»
…Пафос нынче не в цене, а громкие слова блекнут, теряют силу и смысл от слишком частого употребления. Но бывают моменты, когда не произнести их просто невозможно — эмоции переполняют зрителей, превращая даже музыкально-критических циников в растроганных фанатов. Вот и пятничный концерт Ольги Арефьевой так и хочется, без оглядки на объективность, назвать великим.
Назвать один какой-то концерт «великим» или «самым лучшим» сложно, особенно когда приходится посещать их полтора десятка в месяц. Пафос нынче не в цене, а громкие слова блекнут, теряют силу и смысл от слишком частого употребления. Но бывают моменты, когда не произнести их просто невозможно — эмоции переполняют зрителей, превращая даже музыкально-критических циников в растроганных фанатов. Вот и пятничный концерт Ольги Арефьевой (в рамках фестиваля GOLDENMUSK.CLUB в театральном центре «На Страстном») так и хочется, без оглядки на объективность, назвать великим.
У Ольги Арефьевой, которая вместе со своей группой «Ковчег» выступает на профессиональной сцене с 1990 года, за это время сложилось несколько концертных программ. Кроме акустической и электрической — они называются «Акустик-Ковчег» и «Регги-Ковчег», — есть еще «Рояль-Ковчег» (концерт-моноспектакль Ольги на песни разных авторов), «Шансон-Ковчег» («жестокие романсы», городские баллады, плясовые, любовные, «беспризорничьи», свадебные и похоронные песни) и программы «Белые цыгане» и «Православные песни и духовные кантаты».
Пожалуй, из последней программы и выросла новая, где старые русские песни соединены с мощным звучанием электрического «Ковчега». Виолончелист, гитарист, клавишник, перкуссионист, басист — музыканты, ранее работавшие в разных проектах Арефьевой.
Виолончелист Петр Акимов, игравший в самой, пожалуй, недооцененной группе русского рока «Выход», — постоянный участник всех ее проектов. Басист — постоянный участник группы Роберта Фриппа «King Crimson» Тони Левин. Это не просто исполнитель-виртуоз, а изобретатель собственного стиля игры. Он считается бас-гитаристом, но основной его инструмент — уникальный Chapman Stick, многострунный монстр, открывающий безграничные возможности для талантливого импровизатора. Но в этом концерте он все же не играл главной роли. Его можно было заметить, только когда ему давали сыграть соло.
Но именно эти музыканты сделали концерт таким запоминающимся. Они стали «золотой оправой» чистому и ясному голосу певицы, русским песням, которые становятся все ближе и ближе публике.
Эти песни, при всей их народности, можно назвать чистым блюзом. И блюзом выступает не как «пониженная пятая ступень» и не как заезженный квадрат, а как древние, народные, поднимающиеся из глубины времен, без шелухи безумной городской жизни, душевная радость и скорбь одновременно. Эти песни изменили свою исконную форму, ритм-секция сделала их звучание энергичным, даже порой жестким, но осталось главное — интонации и напевность. Непривычному уху воспринять их непросто, пение изменяет обычные русские слова, но это и есть наша древняя культура, забывать которую нельзя.
Кроме заграничной звезды Тони Левина, Арефьевой «подпевали» и отечественные народные коллективы — вокальный ансамбль «Белосвет», мужской казачий хор «Казачий круг» и Юлия Теунникова, вторая вокалистка в программе Арефьевой «Православные песни и духовные канты». Эта многоголосица вокалистов и изобретательная ритм-секция были так хороши, что зрители просто не могли усидеть на месте, а Джеффри Ориема, франкоподданый угандиец, открывавший фестиваль, не выдержал роли обычного слушателя и уже после концерта вышел на сцену с гитарой, чтобы сыграть несколько песен вместе с Арефьевой и Левиным. К ним присоединился Александр Гордеев из группы «Разные люди» с губной гармошкой. И получилось совершенно уникальное выступление «на бис», неповторимая музыкальная смесь.
Степан Веребрюсов
03.04.2006