Передача «Бессонница» на радио «Эхо Москвы». 18 мая 1998 г.
…Писать можно и нужно абсолютно обо всём. Самое, может быть главное, что создало человечество — это детские считалочки и «Муха села на варенье — вот и всё стихотворенье».
[Звучит песня ОА «По небу босиком»]
Инна, Ольга: — …Эх!
Ведущая: — Вот они вздыхают. Сегодня в студии Ольга Арефьева и Инна Желанная. Добрый вечер.
Ольга: — Здравствуйте.
Инна: — Добрый вечер.
Ведущая: — Песня, которая звучала, принадлежит перу Ольги Арефьевой. Совершенно не ожидали, что так получится. Мы имели в виду другой диск. Считаю, что как получилось, так и получилось.
Ольга: — Здорово получилось.
Ведущая: — Мы сегодня собрались не без повода, а по поводу. В ближайшее время предстоят два концерта, причём вы работаете вместе, хотя вы очень даже разные девушки, даже чисто визуально.
Ольга: — У нас будет акция под названием Двойной портрет в любимом нами…
Инна: — И нами
Ольга: — …Центральном доме художника 21 мая. Будет выступать Инна Желанная с группой, а двадцать второго…
Инна: — Ольга Арефьева с группой.
Ведущая: — Как у вас славно-то получается друг друга объявлять! Молодцы! Хорошо! Но я предлагаю, не откладывая в долгий ящик, услышать в этой программе Инну Желанную. Песня, которая сейчас прозвучит, называется Через садик. Что, Инна, опять что-то не то?
Инна: — Сумасшедший дом. Да. Нет Хорошо всё, отлично.
Ведущая: — Всё нормально?
Инна: — Да-а, да-а!
[Звучит песня Инны Желанной «Через садик»]
Ведущая: — Позвольте вам задать совершенно неприличный вопрос.
Инна: — Нет, мы не позволим.
Ольга, Инна: — (хором) Ха-ха-ха!
Ведущая: — А я всё равно задам!
Инна: — Ну тогда задавайте.
Ведущая: — На мой взгляд, к миру шоу-бизнеса вы не принадлежите.
Инна: — Это слово ругательное, попрошу его ко мне не употреблять.
Ольга: — Тонко подмечено.
Ведущая: — Хорошо. В случае людей творческих, которыми вы являетесь, часто употребляется такой термин как террариум единомышленников. Особенно если в какой-то акции участвуют две дамы. Ну почему вы друг другу до сих пор глаза не выцарапали?! Вроде бы один жанр. Разные вы, конечно; разные направления. Но ведь всегда же возникает какой-то дух соперничества.
Инна: — А мы ещё не работали вместе.
Ведущая: — Значит, ещё всё впереди.
Ольга: — Нет, почему? На фестивалях регулярно как раз.
Инна: — Но так, чтобы в одной акции — ещё такого не было.
Ольга: — (смущённо) Вообще-то да-а.
Ведущая: — Давайте попробуем поиграть вот как. Что каждой из вас нравится в коллеге? В творческом плане.
Инна: — Я сразу могу сказать. Мне в Ольге очень нравится её чистота. Она как ребёнок. Она искренняя, она прямая. Ну, ангел, в общем.
Ольга: — Ох! Ты загибаешь. Это слишком.
Инна: — Дети же все ангелы.
Ведущая: — Оль, а вы что скажете?
Ольга: — Довольно в глупом положении я. Так возьми да выложи.
Инна: — То есть меньше, чем ангел, ты меня назвать уже не можешь. Ха-ха-ха!
Ольга: — Уже да. Я никогда не была журналистом, но вот именно на концерте Инны Желанной это со мной случилось. Я написала впервые в жизни статью. Не исключено, что она скоро выйдет в «Я молодом». Я там много чего написала. Про всё. И полностью всё, что я думаю. В общем-то статья получилась очень лестная, хотя и едкая.
Инна: — На самом деле она раскрылась ещё с одной стороны в этой статье.
Ольга: — К вопросу о террариуме. Если друг друга любить, всем от этого будет лучше, чем если друг друга не любить. К сожалению, нас мало. Вот в чём ещё беда. Кстати, ехала сюда и думала, что вообще можно буквально по пальцам сосчитать имена, которые мне действительно близки и дороги. В нашей стране женские голоса, «поющие и пишущие Я» можно пересчитать по пальцам одной руки.
Инна: — А я скажу, что главное в этом террариуме не быть лягушками. Уж лучше змеями.
(Дружный хохот. Типа друг друга поняли)
Ведущая: — А сейчас прозвучит песня Ольги Арефьевой. Камикадзе любви. Если я не ошибаюсь.
Инна: — Щас мы это и проверим.
Начинается проигрыш.
Ведущая: — Это не Камикадзе любви. Сделай что-нибудь.
[Звучит песня ОА «Сделай что-нибудь»]
Ведущая: — Инна, у меня вопрос к вам. Скажите мне доверительно. Как змея змее.
Инна: — Вы рисовать умеете?
Ведущая: — Нет.
Инна: — А шипеть умеете? (доверительным голосом)
Ведущая: — Шипеть умею легко и ненапряжённо. Сколько хотите.
Инна: — Всё, молчу.
Ведущая: — Ольга производит впечатление человека чуть-чуть не от мира сего. По Вам видно, что Вы довольно чётко и жёстко стоите на ногах в этом мире. Одно другому не мешает?
Инна: — На самом деле я легко умею втирать очки.
Ведущая: — Ха-ха-ха! Чем сейчас и занимаетесь.
Ольга: — По-моему, Инна гораздо более не от мира сего, чем я. Человек совершенно неприспособленный.
Инна: — (радостно так) Ох, у меня ухо выдернулось. Ну и хрен бы с ним (промурлыкала она себе под нос). Не от мира сего можно быть, пока нет необходимости ощущать почву под ногами. Как она возникает (почва) , никакие уже попытки взлететь не хиляют абсолютно. Я обрела эту необходимость, поэтому я чётко стою на ногах.
Ведущая: — Получается, что роскошь заниматься творчеством можно себе позволить, твёрдо стоя на ногах.
Инна: — Нет.
Ведущая: — Нет?
Инна: — Нет. Именно твёрдо стоя на ногах, уже невозможно позволить себе роскошь быть не от мира сего. А творчество подразумевает именно это.
Ведущая: — Тогда давайте споём. Инна Желанная. Песня называется «Смертельная». Такое вот жизнеутверждающее название.
Инна: — На самом деле она называется «Летай», а там уже как фишка ляжет.
[Звучит песня Инны Желанной «Летай»]
Ведущая: — Когда-то Иван Алексеевич Бунин сказал Ирине Одоевцевой, что писать нужно о страшном или о прекрасном. Утверждение достаточно спорное, но как вы к нему относитесь?
(Молчат)
Ведущая: — И тишина полная. Гробовая.
Ольга: — (загадочно так) Вопрос серьёзный потому что. Я подумала за это мгновение тишины. По-моему, писать можно и нужно абсолютно обо всём. Я в последнее время почему-то написала кучу смешных детских стишков. Самое может быть главное, что создало человечество — это детские считалочки и «Муха села на варенье — вот и всё стихотворенье» . Действительно гениальное стихотворение, ты не будешь спорить?
Инна: — Я не буду спорить. Поэтом можешь ты не быть.
Ведущая: — А кем быть обязан?
Инна: — (неразборчиво)
Ведущая: — Понятно, ласковая какая, нежная. Ха-ха.
Ольга: — Поэт это не обязательно что-то возвышенное. Хармс, например, совершенно не возвышенный.
Ведущая: — Но какой!
Ольга: — Но какой!
Ведущая: — Ин, у меня вопрос к Вам. Так сложилось, что я достаточно давно услышала Ольгу Арефьеву. Те вещи, которые она пела тогда, сейчас почти не исполняются. У Вас есть какой-то механизм того, как песни появляются и уходят? Есть песни, которые уходят из Вашего репертуара?
Инна: — Да, безусловно. Потому что сейчас мне не девятнадцать и даже не двадцать пять. Устаёшь от пропагандирования каких-то идей, устаёшь от восприятия одинакового себя. Всё, что стоит на месте, всё неправильно. Надо двигаться.
Ведущая: — Сейчас песня Ольги Арефьевой Она сделала шаг. Так она называется?
Ольга: — Всё правильно. Есть даже народная интерпретация «Она сделала ша».
(Дружный смех)
[Звучит песня ОА «Она сделала шаг»]
Ведущая: — Микрофоны все включены. Хватит шептаться. Когда человек стоит на сцене, когда люди в зале слышат и дышат этим, это наверное высокий такой кайф. Но за этот высокий кайф, согласно закону сохранения энергии, надо чем-то платить. Вы чем платите? Оль, я уже задавала Вам этот вопрос, поэтому попрошу Инну начать.
Инна: — Чем я плачу за кайф? Возможностью получить это обратно.
Ведущая: — Вы считаете, что это плата?
Инна: — На концерте это обязательное условие.
Ведущая: — Стоя на сцене, Вы даёте или берёте?
Инна: — Это только взаимообмен. Если ты только даёшь, то концерт не удался. То есть ты отдаёшь, а обратно — пустота. Когда ты приходишь на концерт, от тебя ждут. А когда от тебя ждут, то тебе и отдают, а ты взамен ничего, это опять же пустота. Пустой номер.
Ведущая: — Может я конечно ничего не понимаю в том жанре, в котором вы обе работаете, но мне кажется, что это залог существования этого жанра как такового.
Инна: — А какой у нас жанр (интонация типа «сами-то понимаете, о чём говорите?»)
Ведущая: — Я бы для себя назвала это рок-балладами.
Инна: — (Ломаясь) Ну, если так называть.. Оля, скажи своё мудрое слово.
Ведущая: — Задумалась. Такое ощущение, что она не с нами.
Ольга: — У вас интересная беседа, у меня мысль уже дальше пошла.
Инна: — Давай дальше тогда.
Ольга: — Речь о том, чтобы состояние личного кайфа должно быть. Если тебя самого прёт, то тогда и публику.. Самое трудное то, что публика всё время от тебя немножко отстаёт. Тебе уже песня надоела, потому что её уже сто раз спела, сто раз прослушала, а публика-то нет! Она говорит «Давай!» Ты говоришь «А не дам!» Вот это действительно цена. Здесь либо идти на поводу и самому будет неинтересно, либо на поводу не идти. Получается неравная борьба. И ещё. То, что раньше делал, ты сможешь сделать хорошо, добротно, профессионально, а то, что ты только что придумал, сделал, недоделал, будет для тебя безумно сложным, всегда будет что-то не получаться.
Инна: — Не может быть всегда. Когда-то ты её доделаешь же.
Ольга: — Вот у меня такая беда. Как только я доделаю, у меня уже интерес потерян. Действительно интересно делать только то, что у меня ещё не получается. Вот такая дуалистическая фишка, которая наверное является моей ценой. Я хочу, чтоб мне было по кайфу, поэтому я немножечко обламываю всех остальных. Но при этом мне интересно жить.
Ведущая: — Сейчас прозвучит песня Зеркало Инны Желанной.
[Звучит песня Инны Желанной «Зеркало»]
Ольга, Инна: — Ох!
Ведущая: — Так они тяжко вздыхают.
Ольга: — Я и не вздыхаю.
Инна: — Сумасшедшая песня!
Ведущая: — Хорошая песня?
Ольга: — Тебе нравится?
Инна: — Сергей Калачёв написал музыку, Эдуард Вахмянин — стихи, соло флейты сыграл Сергей Клевенский, причём сыграл так, что просто вот я в сотый раз слушаю и преклоняюсь. (тяжело вздыхает)
Ведущая: — Наше время, к сожалению, истекает. Спасибо вам, что пришли.
[Звучит песня ОА «Божия коровка»]
Расшифровка текста — Мария Сербинова
Запись эфира