Интервью в программе «Гуру Кен Шоу» на NM радио. 5 ноября 2012 г.
…Мы давно уже не называемся Регги-Ковчег. И этот стиль просто вошёл в нашу копилочку используемых средств, когда в них есть необходимость. Т.е. не мы служим стилю, а стиль служит нам.
Ведущий — Гуру Кен
— Ольга Арефьева выпустила новый альбом «Хвоин». Выпустила как всегда демократично — выложила его в сеть. Каждый, кто хочет, — может его послушать. Каждый, кто хочет помочь музыкантам, — может дать им денег. Это самая демократичная и самая, наверно, разумная сегодня процедура ознакомления с новыми альбомами музыкантов. Не забывайте давать музыкантам денег. Поверьте, им это надо не для развлечения.
Что же мы слышим на новом альбоме «Хвоин»? — Масса песен весьма социальных, почти мизантропических, и при этом, альбом производит светлое и позитивное впечатление. Я не знаю, как Ольге удаётся записывать такие альбомы. Но совершенно понятно, что не слышать новый альбом Арефьевой, конечно же, стыдновато.
А давайте-ка мы послушаем сначала совсем весёлую, добрую, я бы сказал, песенку, и возможно, самую хитовую песенку альбома — «Человечки». На неё, кстати, уже снят клип. Более того, на песни альбома, снято сразу уже несколько клипов.
Итак. Мы слушаем песню «Человечки», а потом поговорим с Ольгой о её новом альбоме.
[Звучит песня «Человечки»]
— Хвоин — это такое существо, одновременно воинственное и хвойное.
— На обложке, кстати, достаточно печальный персонаж. С печальными глазами.
— Шила в мешке не утаишь.
— А почему этот в клоунской раскраске? Почему не как индеец Чингачгук с какими-нибудь перьями, стрелами?
— Клоуны это тоже такие специальные индейцы, которые выходят на свою битву с боевой раскраской. Она чуть-чуть другая, но тоже помогает выиграть эту битву.
— Битву с чем?
— Тут уж кто с чем борется. Я считаю, что прямые слова не очень уместны. И тот, кто послушает альбом и заглянет сам в себя, безусловно найдёт ответ. — С чем каждый из нас борется внутри и снаружи себя.
— Это намёк на мясоедов?
— Почему же всё так просто и плоско? Это вообще не намёк на любую конкретику. Любая конкретика сузит смыслы.
— Ладно. Я пошутил, конечно. А теперь мы ненадолго прервёмся, чтобы вы хорошо понимали о чём говорит Ольга. Первая песня, которую мы поставили, была не совсем характерна для альбома. А вот о той социальной составляющей, которая есть в новых песнях Ольги Арефьевой и группы Ковчег, неверное лучше всего расскажет первая песня, что открывает альбом. Итак. Песня «Забор»
[Звучит песня «Забор»]
— Вообще, альбом получился очень серьёзный, по-хорошему взрослый. И совершенно неожиданно — реггей. Это уже стало неожиданностью. В последние годы регги у вас стало таким десертом.
— Честно говоря, если выложить подряд три-четыре последних альбома, я думаю, что процент регги будет там примерно одинаковым. Так что, во-первых, я его не забросила, с другой стороны, в этом альбоме его не больше, чем где-либо. В общем-то, я на этом не концентрируюсь. Мы давно уже не называемся Регги-Ковчег. И этот стиль просто вошёл в нашу копилочку используемых средств, когда в них есть необходимость. Т.е. не мы служим стилю, а стиль служит нам. Даже не стиль. Стиль — более широкое понятие. — Определённая ритмическая сетка. Она бывает заложена в песне. Бывает нужна в ней. — Тогда мы её сразу легко используем. Я пишу достаточно разные песни: разнотемповые, разношаговые; у каждой своя фактура, своя машина — как говорят музыканты: «машина, которая едет». Лишь бы она ехала.
— Мне ещё показалось будто бы именно в этом альбоме появилось достаточно много политических тем: тут и ФСБ, и т.д. В последние годы вы отошли от «На хрена нам война», а теперь она вернулась снова, но в каком-то новом облике. — Мне показалась более качественно сыгранной и взрослой.
— Штука в том, что песни к альбомам подбираются не по хронологическим признакам, а по принципу пазла — когда все песни должны друг к другу подойти. А когда я пишу песню, то меньше всего думаю о том, что она должна подойти к какому-то там альбому или какой-то ситуации. Я не пишу рок-оперы. — Я пишу отдельные песни. И соответственно, когда стоит вопрос записи альбома, то первым делом я должна составить то, из чего он будет — его скелет. Все последние альбомы были с любовно-мистической ориентацией. И многие песни лежали годами и ждали своего времени. Какие-то писались ещё. В конце-концов, именно сейчас и именно здесь собралась квинтессенция определённой энергии. Но, например, песню «Есть ли тебе что сказать» я вообще написала лет двадцать назад. И только сейчас мы её записали. Кстати, может быть и хорошо, потому что та фактура, которую мы нашли — она как раз взрослая. Если бы я записала это 20 лет назад, это была бы достаточно наивная песенка. — Хотя мелодия, гармония и слова — всё осталось. Получается, что я просто подбирала детали — одну к другой. Например, песня «Родина» уже была записана, но не вошла в «Снег». Мало того, она не вошла и в «Авиатор». Настолько дико смотрелось сопоставление, например, Асимметрии и Родины или Снега и Родины, что просто было немыслимо поставить их рядом. А сейчас — наоборот. Я пыталась вставить новую любовную песню «Почерк» — народ много у меня про неё спрашивал, и мы её записали. И как я ни старалась — не смогла вставить никуда. Она абсолютно нигде была не уместна в Хвоине. Так получается…
— Это странно даже. Потому, что лирики здесь достаточно много. Может быть, она не очень любовная…
— Но вполне лиричная. (смеётся)
— …а скорее — любовь к миру, к свету и к добру. Это всё равно любовь. Мне бы, например, хотелось бы здесь здесь и просто любови в прозаическом смысле.
— В общем, рассказываю как оно было — так оно и было. У меня не получилось. Может у кого-то другого получится составить свою подборку моих песен, приложить их одну к одной, и назвать себя составителем; вырезать обложку из красивых картинок. — Это вполне может существовать.
— Уже многие так и делают. В интернете всё это есть. Но в этот альбом зато вошла довольно ироничная песня «Деревенская», которая как бы на музыку БГ, который как бы позаимствовал её у русской народной песенки. А чем вызвано включение такой ёрнической песни в этот альбом?
— Это уже — чистая случайность. Просто эта песня была. Если вы знаете, портал лента.ру собирает трибьют БГ, и я давно получила это приглашение — меня просили записать что-нибудь. Я очень долго думала — что бы это могло быть. И поняла, что новые песни никак на меня не ложатся — я не могу ни исполнить их, и не тянет меня, не могу их послушать — а очень многие старые песни мне нравятся. Я не знаю, с чем это связанно. Достаточно много песен БГ мне нравятся, но времён совсем замшелых, 80-е годы. Но их практически все перепели. А у меня в своё время спонтанно родился такой стишок. — Он не имеет каких-то смыслов, целей, пародийной направленности. Это просто такой юмористический текст, который почему-то лёг на эту мелодию. Я взяла это и записала. И решила — пусть таким будет мой вклад в этот трибьют. У истории есть продолжение. — Эта песня очень понравилась людям, которые меня и приглашали, но категорически не была принята руководителем этого проекта. Уж не знаю, что его возмутило, но он упёрся насмерть и песню не взял. А я потратила силы, время, и студийное в том числе. И запись получилась очень милая. Выяснила через некоторых людей, что БГ, на самом деле, очень даже не против, что песню вполне можно выпустить в мир и мне это разрешено. Что я и сделала. И случайно она попала в конец. Я её прослушиваю — и вдруг чувствую, что это как глоток шампанского. Вдруг внезапно весело. Подводит некую черту нашей чрезмерной серьёзности, этой загруженности. Даёт новое измерение лёгкости и веселья и, в общем-то, любви.
— Да-да. Так и есть. Она действительно, как бокал шампанского в конце альбома. А давайте-ка мы заодно сразу послушаем песенку «Деревенская»
[Звучит песня «Деревенская»]
— У меня последний вопрос. Ольга, скажите, в медийной среде к вам как относятся? Где-то будет это звучать на федеральных радиостанциях в FM-эфире?
— Честно говоря, я абсолютно не в курсе. И давным-давно не понимаю, как это всё происходит. У меня нет какого-то мощного директора-тарана, который держит нити в руках, со всеми на звонке, со всеми во взаимовыгодных отношениях и т.д. В моей жизни нет ничего такого мафиозного: никаких особых волосатых лап, никаких подземных ходов в разные места. В своё время меня перестало крутить Наше радио и, по-моему, до сих пор не крутит. Хотя давно уже было можно очень хорошие, очень удачные вещи взять в эфир. Например, я считаю, что песня «Асимметрия» очень бы украсила эфир Нашего. В целом, у нас нет того, кто ходил бы, куда-то что-то проталкивал. Мы открыты к предложениям. И если не абсолютно всё в нашей стране сгнило и замафиозилось, то предложения такие будут. О какой-то тяжёлой ротации речь всё равно не идёт, потому что это всё делается за деньги.
— Вот так думает Ольга Арефьева. А, пожалуй, я поделюсь своим взглядом на альбом «Хвоин»:
Мне кажется, что в этом альбоме Ольга действительно очень сильно подошла к тем золотым своим альбомам, которые стали легендарными, и которые до сих пор требуют слушатели на концертах; к тем знаменитым регги-альбомам. Хотя в этом альбоме достаточно много и рок-музыки и вот таких вот иронических смешных вальсиков, как песня «Деревенская», которую вы уже слышали; и в чистом виде авторская песня, пусть и немного в таком «Ковчеговском» духе.
Говоря об альбоме «Хвоин», мы должны понимать — Ольга делает всегда очень качественный продукт. И этот альбом, возможно, лучший альбом Ольги за последние годы. — Я не льщу, я не иронизирую, — это действительно так. Этот альбом надо слышать.
Давайте-ка мы на прощание послушаем одну очень интересную песню с этого альбома. Пожалуй, самую распевную, самую мелодичную, по-хорошему, стадионную. Это не медляк, — это что-то сродни авторской песни, но в авторском же прочтении Ольги Арефьевой.
[Звучит песня «Фуражечка»]