>

Интервью для сайта i-worker.ru, 4 мая 2010 г.

… Эти, казалось бы, ненужные в быту или в выживании навыки, требуют огромных затрат сил и времени. Но они удивительным образом влияют на всю остальную жизнь. Скажем, работа с координацией меняет мозги, мышление, ты по-другому владеешь жизненной ситуацией.

Иногда карьерист оказывается не в силах рыть свой карьер. Иногда ему и вовсе кажется, что в руках у него не тот инструмент, да и само занятие крайне неподходящее. Кто-то скажет «кризис среднего качества работы», но такое может случиться с любым: и со стахановцем, и с тем, кто не хватает звёзд с неба. Выход один — надо снова искать себя. i-worker.ru пообщался с лидером группы «Ковчег» Ольгой Арефьевой, которая является не только блестящей исполнительницей и автором песен, но и опытным преподавателем уникального тренинга «Человеческая комедия». Мы узнали у Ольги, можно ли найти себя, потерявшегося.

Ольга Арефьева о ‘кризисе среднего качества работы’

— Как приблизиться к своему предназначению?

— Во-первых, нужно всегда слушать себя. Никто за вас ничего не сделает и никто не подскажет: ни папа, ни мама, ни жена, ни дети, ни лучший друг, ни врач, ни психолог. Только сам человек способен понять, что ему нужно. И если некто чувствует, что он не на своём месте и делает что-то не то — это ни с чем не спутаешь. Как не перепутаешь и осознание того, что человек на своём месте и делает именно то, что надо. Ничто не заменит честный нелицеприятный взгляд на самого себя и глубокое размышление. Может статься, придётся думать не один день, но понять, чего просит душа (или что-то выше — дух), рано или поздно, вы сможете. И начнёте смело двигаться в эту сторону. Причём на первых порах, как правило, не приходится делать какой-то кровавый выбор. Например, приходишь ты вечером: можешь три часа проиграть в компьютерную игрушку, можешь три часа побренчать на гитаре. Вот буквально мелкая развилка, но ты уже что-то выбрал. Конечно, божий дар играет роль, у человека всегда имеется какое-то направление, которое даётся ему лучше, чем другим. С людьми общаться, с какими-то электронными приборами, с ломом или с лопатой:

— Ольга, приходилось ли слышать от участников вашего тренинга, что вы открыли в них талант, который они раньше в себе не замечали?

— Я не создаю такую ситуацию, при которой у человека возникает иллюзия, что я открыла в нём какой-то талант. Я всегда акцентирую внимание людей на то, что они всё должны делать сами. Я им покажу, расскажу, спою-станцую, отведу их туда, куда надо, но весь путь они должны проделать своими ногами. И, в общем-то, мой опыт ведения тренинга — достаточно длительный — дал мне также многое. Я научилась полезным вещам в общении с людьми, сделала неоценимые наблюдения. Но далеко не все ходят на тренинги учиться. Вот я — фанат учения. Я могу годами заниматься какими-то вещами просто потому, что мне интересно. Учиться жонглировать, изучать человеческое тело, танец. Я всё время что-то сочиняю. Театр — вообще синтетическое искусство, состоящее из множества компонентов, не соскучишься. Эти, казалось бы, ненужные в быту или в выживании навыки, требуют огромных затрат сил и времени. Но они удивительным образом влияют на всю остальную жизнь. Скажем, работа с координацией меняет мозги, мышление, ты по-другому владеешь жизненной ситуацией.
Однако многие приходят и просто думают, что ты их развлечёшь. А ещё они надеются, что ты за них проживёшь их жизнь. Что они заплатят деньги и сразу получат результат. Не все, но некоторые. Что поделать, это тоже выбор, хотя я недолюбливаю такое. Подобное отношение замечаешь не сразу. Но в определённый момент становится очевидно: человек не растёт. Растут чаще всего люди автономные, которым не нужно всё время цепляться за юбку мамки, руководителя тренинга или преподавателя. Человек не просто получает информацию — он с ней работает, переваривает её. Ему дали упражнение — он разучил его с друзьями, много раз повторил дома, придумал его новую модификацию, применил в жизни. И в какой-то момент, я вижу, что ему уже не нужна. Я всегда этому радуюсь. Я показала человеку путь — и больше не должна за него отвечать. У него уже свой театр, своя группа и так далее. Мне кажется, такие люди значительно быстрее приходят к пониманию того, что же им нужно от себя и от жизни.

— На работе немаловажно, простите за неловкий каламбур, сработаться. Потому вакансии пестрят «позывными» для умеющих работать в команде, коммуникабельных и прочих граждан, которые нравятся всем. Всегда ли удаётся «спеться» с товарищами по группе? Конечно, сыгранная рок-команда и офисный коллектив — не одно и то же, но, согласитесь, все имеющие отношения к компьютеру в чём-то «клавишники».

— Знаете, у каждого человека есть своя энергетическая конфигурация. И люди, как пазлы, складываются вместе. Впрочем, случалось и так, что я играла с музыкантами, к которым не испытывала ни симпатии, ни антипатии. Нужен группе человек — его все ищут, а вот удачно или нет — становится ясно позже. В результате со мной всегда музыканты, которых выбрала я, и которые выбрали меня. Чем хороша наша работа — нет начальника. Никто не может посадить нас в кабинет с неприятными персонажами.
Ещё необходимо уметь вовремя делегировать полномочия. Я, например, делаю это легко! В случае с группой «Ковчег» я осуществляю творческое руководство, но при этом все технические вопросы у нас решают мужчины — все эти шнуры, аппаратура, технология записи. Есть, конечно, момент, когда я принимаю решение, но это не императивное руководство. Мы можем всё обсудить между собой.

Беседовал Ян Муравьёв-Апостол