Программа «Кухня» на телеканале ТВЦ. 4 апреля 2001 г.
Ведущий — Валерий Марьянов
вопросы в студии также задает Алла Волчина
Гости: Ольга Арефьева и Ирина Богушевская
АВ: — Доброй ночи! Вот что получается. Вот так смотришь, смотришь телевизор, и кажется, что певиц так много на свете хороших и разных, а пригласить «на кухню» и некого. Дело в том, что в наших суровых кухонных условиях фанера не водится. Но нам с вами сегодня предстоит убедиться в том, что настоящие певицы есть, их не может не быть. Итак, в гостях у открытого проекта «На кухне» сегодня Ольга Арефьева и Ирина Богушевская.
[Ольга Арефьева и Ирина Богушевская исполняют дуэтом песню «Этот мир»]
ИБ: — Здравствуйте, дорогие!!! С нами ещё Светлана Мочалина в студии, которая будет заведовать клавишами сегодня.
ВМ: — Ах эти девушки! Вот я забрался в бесовское заведение под названием «Интернет», на ваши сайты, и увидел просто несметное количество очень умных, очень аргументированных отзывов о вашем творчестве. При том, не только мужчин, но и женщин, что крайне редко происходит, когда женщины хвалят женщину. Как вы к этому относитесь?
ИБ: — Не знаю, у меня, по-моему, и тех, и других много на сайте.
Ольга: — У меня тоже. При том я заметила, что девушек очень даже хватает, и все симпатичные, в зале.
ИБ: — Та-а-акие девчонки в зале симпа-а-ати-ичные все… Мужчины тоже…
Ольга: — В общем у нас процент очень здоровый, по-моему, зрителей.
ИБ: — У нас вообще зрители здоровые!
Ольга: — Нет уклонов, поэтому это символизирует (смеётся) наше здоровье.
ВМ: — А были ли моменты, когда вы ощущали нехватку зрителя, когда вы понимали, что, чёрт возьми, кто-то не услышал, кто-то должен был это увидеть.
ИБ: — Ну это всегда есть. Вот, например, сейчас мы сидим, много интересного наверняка будет происходить. А кто-то в это время наверняка уже будет спать. Ну что с ним теперь делать?
Ольга: — Нам будет его не хватать.
ИБ: — (обращается к зрителям) Нам не хватает вас!!!
Ольга: — Не спите!
ВМ: — Я долго сейчас не буду с вами разговаривать по одной простой причине: я считаю это просто не совсем верным — долго разговаривать с двумя такими потрясающими артистками. Хочу песню от вас!
ИБ: — Хорошо. Но сначала я подарю свой подарок. Валер, я очень не люблю ходить в гости, тем более на кухню, с пустыми руками. Тут (просит оператора показать подарок крупным планом), я думаю, все видят, написано японское «Какаича». Вот такое чудо продаётся в наших магазинах. Вот у студии Лебедева, которая сделала мне сайт, есть знаменитейшая коллекция маразмов. И я думаю, что второй экземпляр пойдёт как раз туда. На самом деле чай полезный для здоровья, вовсе не слабительный.
ВМ: — Кроме того, это зелёный чай. Спасибо большое! Теперь я буду всем, кто будет приходить сюда на кухню, его заваривать. Я надеюсь, что он не будет действовать по своему прямому названию, иначе программа будет очень неудачной.
[Ольга Арефьева и Ирина Богушевская исполняют песню «Есть только миг»]
ВМ: — Расскажите мне о ваших учителях. Мне любопытно, кого вы считаете своими учителями?
ИБ: — Ну, у меня их много было. Но из непосредственных учителей… Я, например, одно время занималась в музыкальной студии таких знаменитых бардов, как Васильев и Иващенко. Хотя мне кажется, что они в стане бардовской песни всю жизнь были диссидентами, потому что они меня научили петь босса-нову, ритм-энд-блюз, регтайм и многое такое. Ещё я очень люблю Камбурову Елену Антоновну, потому что это некий такой эталон. Андрей Миронов, скажем. Алла Борисовна Пугачёва, кстати говоря, и я думаю, что вы тоже со мной согласитесь, потому что это высочайшая вершина…
Ольга: — Присоединяюсь! И насчёт Камбуровой и Миронова тоже.
ВМ: — А, если я правильно помню, Лев Лещенко имеет непосредственное отношение к тебе, Ольга.
Ольга: — Когда я училась в Гнесинском институте, заочно, правда, — он был моим педагогом. Хотя до этого я училась очно в городе Свердловске в музыкальном училище — и моим педагогом там был Валерий Борисович Гуревич. Вот четыре года встречаться три раза в неделю, это тогда, наверное, большую роль для меня сыграло. А со Львом Валерьянычем мы встречались два раза в год, на сессиях, но впечатление у меня очень хорошее.
ВМ: — Но когда-нибудь всё-таки в открытую учителя ругали? Кто-либо из тех, о ком вы рассказали? И я не говорю, конечно, о школе, потому что это совсем другая история.
ИБ: — Ругали… за недисциплинированность. Меня вообще всю жизнь сопровождает двойка за плохое поведение.
Ольга: — Я всегда себя хорошо вела, но тоже, как-то, помню, я забыла зачётку в институте. Тогда там ещё Гелена Великанова преподавала, и она говорит : «Чего вы хотите от этих п е в и ц? Вокалисты — это вообще люди без головы, а уж женского рода, да ещё эстрадной специализации, — они и платье на сцену забывают надеть! А вы хотите, чтоб они приносили зачётку!»
ВМ: — Спойте…
Ольга: — Ладно, мы отреагировали на вашу просьбу спеть то, что мы поём иногда для себя на кухне, или где-то у костра, или где-то в очень своей компании. Так что не обессудьте за некий творческий элемент, который сюда как-то сам собой внёсся.
[Ольга Арефьева исполняет переложение песни «Постой, паровоз» на мотив «The House of rising sun» («Дом восходящего солнца»)]
АВ: — Это было восхитительно! Спасибо, Оль. Я думаю, даже если кто-нибудь сейчас засыпал, то проснулся наверняка, просто от неожиданности. (все смеются)
АВ: — Мне хотелось бы спросить у вас, Оля и Ирина, как вы выбрали жанры, в которых сейчас существуете. Или, может, это жанры выбрали вас? Чем диктовался этот выбор, как вы к нему шли? Что это, от души от сердца, может быть?
ВМ: — И выбирали ли вы их?
ИБ: — Нет, я ничего не выбирала. Если бы можно было бы выбирать, я конечно выбрала бы что-то более удобоваримое и более, скажем, востребованное в нашей стране и в нашей сегодняшней ситуации. Но так получилось: я пишу музыку и она такая, какая она есть. Расскажи теперь, Оль, как ты сама пришла.
Ольга: — Не знаю…
ВМ: — Хороший ответ…
Ольга: — А мы (смеётся) договорились «да» — «нет» — «не знаю» отвечать.
ВМ: — Например, мне нравится то, что ты делаешь крен такой к регги-музыке. Честно признаюсь, со своей мужской точки зрения, мне казалось доселе, что это исключительно мужской вариант музыки.
Ольга: — Кстати не в первый раз слышу такое мнение.
ИБ: — Вообще мужчины часто думают, что то, что они делают, делают только они.
ВМ: — Ну назовите мне хотя бы один, кроме Ольги Арефьевой, женский регги-проект.
ИБ: — Умыл.
ВМ: — А я вам могу подсказать: «Dawn Penn», помните, был такой (напевает): «No, No, No, No, You don’t love me…»
ИБ: — «…Any more».
Ольга: — Вот, нашли друг друга. А я одна тут сижу…
ВМ: — Подожди, ведь это ты же представительница у нас всё-таки!
Ольга: — Да я так, нечаянно, я так тут, просто…
ИБ: — …Зашла попить чайку.
Ольга: — Вы обещали чаю тут…
ВМ: — Он уже но’лит давно.
Ольга: — Ой, он какой-то холодный. Давайте подогреем?
ВМ: — Давайте, не мудрствуя лукаво, всё-таки я буду у вас просить, чтобы вы спели свои песни?
ИБ: — О, я с удовольствием!
ВМ: — Что за песня?
ИБ: — Совсем новая песня. Мы её буквально показали на концерте 8 марта в первый раз. Чего-то как-то она мне очень нравится. Называется «Август».
[Ирина Богушевская исполняет песню «Август»]
Ольга: — Как-то вот после такого даже не знаю, чего такого спеть, особенно своё… Давай я спою русскую песню. Если насчёт моего я потом что-нибудь придумаю — то придумаю. А сейчас:
[Ольга Арефьева исполняет песню «Чёрный ворон, друг ты мой залётный, где лятал так далеко»]
ВМ: — Я хочу ещё раз напомнить для тех людей, если есть такие у голубых экранов, кто ещё не знает, кто сегодня находится у нас на кухне, то это Ольга Арефьева и Ирина Богушевская… и конечно же Светлана Мочалина.
ИБ: — Да, на самом деле, как русские люди сядут на кухню!..
ВМ: — А на то она и кухня.
ИБ: — Особенно после третьей, особенно после третьей!
Ольга: — Вы знаете, один мой знакомый так рассказывал про музыку какую-то, типа осетинской, не помню точно, в общем народную музыку, вот он и рассказывал: «Как заиграют — так все вскакивают и начинают на столах танцевать! А русские люди как за столом запоют, так сразу мордой в салат.» (дружный хохот) Притом ассоциация совершенно прямая, однозначная, и никуда от неё не денешься: как русская песня за столом — так мордой в салат.
АВ: — Ну чтобы окончательно отыграть кухонный жанр, давайте, может быть, уже анекдоты пора рассказывать?
ИБ: — Уж лучше народную песню, чтобы мордой в салат.
ВМ: — Какую?
Ольга: — Весёлую какую-нибудь.
ИБ: — На самом деле не такая она уж и весёлая, конечно, эта песна.
ВМ: — Ну видишь, есть заунывные, а есть просто частушки. Там совсем уж совсем всё хорошо.
ИБ: — Нет, я из частушек знаю только одну.
ВМ: — Какую?
ИБ: — (поёт белым народным голосом) «Я не мамкина, я не папкина, я на улице росла — меня курица снесла». — Это единственная приличная частушка, которую я знаю.
ВМ: — Оль, а ты знаешь чего-нибудь?
Ольга: — Мне нравится: «Я иду — они лежат, три майора на лугу. Тут уж я и растерялась, тут уж я и не могу.»
ВМ: — А мы, кстати, говорили о берёзе. Помните, вы хотели спеть?
ИБ: — Да, мы собирались её спеть.
ВМ: — Давайте, может, попробуем сразу же, чтоб уж я не прикидывался журналистом, коим я не являюсь.
Ольга: — Ой (глядя на гитару), тут выдернулась эта штучка из гитары. Но мы её потом воткнём.
ИБ: — Тем более, что эта песня — а капелла.
ВМ: — А капелла?
Ольга: — А капелла — это значит без аккомпанемента.
ВМ: — Только голос.
ИБ: — Да, без гитары. И поэтому штучка выдернулась.
[Ольга Арефьева, Ирина Богушевская и Светлана Мочалина исполняют каноном песню «Во поле берёзка стояла»]
Примечание: канон — способ исполнения, при котором голоса вступают последовательно с одной и той же мелодией. В результате даже самая простая песня, много раз наложенная сама на себя, становится очень сложной и звучит красиво и необычно. Далеко не все песни можно спеть каноном, чтобы получилось что-то осмысленное. Но «Во поле берёзка» — как раз такая.
ИБ: — Официант! Салат!
ВМ: — Один человек, его можно тоже назвать учителем, сказал такую фразу, что «в жизни бывает не так много шансов: три, четыре — максимум, и самое главное — их не пропустить». По вашему ощущению, были ли шансы, которые вы пропустили? Ждёте ли вы какого-то большого шанса? И были ли удачи, шансы, которые вы, прям, схватили?
Ольга: — У меня жизнь серьёзно менялась несколько раз. Но это было не случайно. То есть я пыталась не хвататься за мой шанс. Но этот шанс надо мной висел, меня мучил, меня одолевал. И мне просто пришлось. Поэтому в случайности я не верю. Мне кажется, что всё закономерно. И, кроме того, в жизни не так велик элемент удачи, как велик элемент постоянства. Если ты абсолютно любым делом занимаешься, ты в нем обязательно чего-нибудь достигнешь, если будешь в это дело вкладываться. Вот в музыке это очень явственно видно. Хотя, конечно, есть в музыке и случайные люди, но им наверное от этого никакого удовольствия нет. Музыка — это труд, и всё оно само приходит, как только ты этого заслуживаешь.
ИБ: — Оля на самом деле сказала ту вещь, про которую я хотела сказать. Я думаю, что каждый раз какой-то настоящий шанс появляется только тогда, когда ты к нему морально готов.
ВМ: — Ну само собой. Нужно ведь, во-первых, понять, что это именно он и есть.
ИБ: — Я хочу сказать, что у меня уже была такая переоценка всех ценностей и всех шансов, потому что я семь лет назад чудом осталась жива в автокатастрофе. Тут уже вообще думаешь, что каждый день — это подарок, уж не говоря про какие-то шансы. Это здорово меняет сознание. Ну так вот всё происходит: сидишь на кухне, поёшь песенки, и вдруг, бац, думаешь «чёрт возьми, вот я сижу, живая, такие люди рядом». Супер! Ну какие ещё нужны шансы в жизни?!
АВ: — А скажите пожалуйста, девушки, почему вас так мало не телевидении? Почему мало клипов? Вы намеренно не ведёте экспансивную политику?
Ольга: — Мы ведём отшельническую политику.
ИБ: — Да, я тут, окинув взглядом свою жизнь, подумала, что на самом деле я веду образ жизни, более свойственный, скажем, писателям. Я на самом деле очень мало тусуюсь.
ВМ: — Но вы же всё-таки певицы, не забывайте!
Ольга: — Между прочим.
ИБ: — Да кстати, действительно. Так что, получается, имею законное на это право.
ВМ: — Песню, пожалуйста! Умоляю. Хотите, на колени встану?
Ольга: — Так… Да, постой пока на коленях — надо решить пока вообще, что делать…
ИБ: — Итак, самая лучшая на свете кухонная песня!
[Ирина Богушевская со Светланой Мочалиной поют песню Иващенко и Васильева «Приходи ко мне, Глафира»]
ИБ: — Ну вот.
Ольга: — О! Сейчас я вас научу. Я поняла: народные блатные хороводные — очень классные песни. Вот эта поётся как раз вчетвером.
ИБ: — Отлично. То что надо!
Ольга: — Итак, каждому говорю его партию. Ты (обращаясь к Валерию) поёшь «тумба-тумба, тумба-тумба, тумба-тумба, тумба-тумба».
ВМ: — Так просто?
Ольга: — Да, просто. Начинай!
(Валерий подхватывает напеваемую партию)
Ольга: — (поёт Светлане) «Тумба-кви-тумба-ква, тумба-кви-тумба-ква», (Ирине) «сирибиривадзе-тумбашвили, сирибиривадзе-тумбашвили»
[Ольга в сопровождении хора из Валерия, Светланы и Ирины исполняет известную «грузинскую» хоровую песню «Синеглазый крокодил чуть меня не проглотил. Убегал я от него, отбивался сапогом»]
ВМ: — Приходится анкетные такие варианты делать. Вот я задаю вам красивый вопрос, а вы — нет, не хотите. Ну тогда вот, скажем, что вам нравится в мужчинах, а что страшно раздражает. Их улыбки, например,.. нежные… время от времени…
Ольга: — Вообще мне в мужчинах нравится то, что они есть. Это их самое лучшее качество!
ИБ: — И то, что их много, это тоже хорошо.
ВМ: — Их гораздо меньше, чем вас, к сожалению.
ИБ: — Не знаю, у меня никогда не было такой проблемы. Мне всегда казалось, что в мире очень много мужиков. Больше, чем нужно мне одной.
Ольга: — И вот это тебя в них и раздражает.
ИБ: — Нет, не раздражает. Меня это печалит иногда, потому что невозможно ответить взаимностью всем. И ты думаешь, ну вот зачем их так много?!
Ольга: — Это очень удобная профессия, между прочим такая.
ИБ: — Какая?
Ольга: — Певица. Потому что, когда ты поёшь, ты фактически каждому в лицо это поёшь.
ИБ: — Да.
ВМ: — А какой всё-таки ваш мужчина? Ну простите, но мы всё-таки должны поговорить за жизнь. Я хочу от вас услышать это!
Ольга: — (томно) Он такой как ты.
ИБ: — Очень (говорит о своём) похож на самом деле, могу предъявить! Практически одно лицо!
ВМ: — Ну это несерьёзно.
ИБ: — Нет, ты знаешь, это очень смешно, на самом деле, если вот он выйдет сюда…
АВ: — Гости дорогие, напрашивается прощальная песня. Может быть даже о мужчинах.
Ольга: — Я редко пою эту песню. Но вот вспомнилась мне она почему-то сейчас, может, потому что мы на кухне сидим….
[Ольга Арефьева поёт песню «Дом, которым заведует ЖЭК«]
ВМ: — Дом, который построил Джэк!
(бурные возгласы Валерия и Ирины)
АВ: — Бурные аплодисменты!
ВМ: — Нам нужно всё-таки сейчас к большому моему сожалению, не знаю как по-вашему, прощаться.
Ольга: — Давайте что-нибудь хоровое споём!
ИБ: — Давайте, что-нибудь такое… ха-арошее та-акое!
ВМ: — Да, ха-арошее хочется!
Ольга: — Давайте «Надежду», может быть, всё-таки?
[Ольга и Ирина поют песню «Надежда — мой компас земной»]
ВМ: — Спасибо вам большое, что вы пришли. Что обаяли в очередной раз. У вас это всё-таки получается изумительно!
ИБ: — Ой, ты такой… прям, та-акой ми-и-илый!
ВМ: — (деловым тоном) Так, спасибо-досвидания.
(Все смеются)
ВМ: — Хотелось бы ещё раз напомнить, хотя, чего напоминать, если вы не знаете, то очень многое потеряли в этой жизни: это Ольга Арефьева и Ирина Богушевская.
ИБ: — И Светлана Мочалина.
ВМ: — И Светлана Мочалина, само собой, простите.
АВ: — Спасибо огромное, приходите ещё! Это «Кухня» «Открытого проекта», мы с вами по средам. До встречи!
Расшифровка Ксении Чекулаевой