Интервью для радиопрограммы «Ленинградский рок-клуб». 2 апреля 2001 г.

…Недавно я поняла, что я подразумеваю под словом смерть. Жить и учиться в школе жизни, не думая об экзамене, по меньшей мере безрассудно, поэтому смерть мы должны любить, о ней помнить и к ней быть готовыми.


Питон Каа, кобра, скорпион… И это всё о ней

— Как тебе питерская публика?

— Обычно зал, который тебя очень хорошо знает, заранее тебе рад. В Петербурге, видимо, нордический темперамент и большая вдумчивость и въедливость. Я заметила, что питерская публика воспринимает музыку не расслабленно, а очень старательно, как большой класс отличников. Они чуть ли не с ручкой и бумагой в руках записывают слова, пытаются понять идею, осознать форму. И только когда публика наконец понимает, что урок ею усвоен, то сразу же искренне этому радуется (смеётся).

— Тем не менее был отдельный пласт слушателей, которые, будто заразившись, огромными глазами смотрели на тебя — они встали со своих мест, пошли в проходы и начали танцевать. Это было какое-то магическое шоу. Как тебе удаётся добиться того, чтобы зал медленно встал и медленно, магически затанцевал?

— Помнишь в мультфильме «Маугли» сцену с питоном Каа (смеётся)? Он перед бандерлогами танцевал, они в ответ начали пританцовывать. Нет, это я пошутила. Недавно я цитировала строчку из своей песни: «Добрая как кобра я». На самом деле я добрая, и музыка добрая. Чем объяснить реакцию зала? Регги-музыка предполагает ответное физическое движение. Сидеть и слушать регги и для меня тоже очень тяжело, я не могу сидеть, если музыка моторная, заводная. Кстати, недавно была на концерте группы «4.33» Алексея Айги и чуть не выскочила из штанов, хотя была в юбке (смеётся). Что остаётся публике в концертном зале — только вскакивать на свои стулья.

— А сейчас будет песня «Скорее пой».

— Это песня, в которой впервые прозвучало магическое слово БАТАКАКУМБА, а потом возникало много версий, что бы это значило…

[Звучит песня «Скорее пой»]

— Ольга, классическое шаманство очень трудно встретить где бы то ни было. Под шаманством понимаю всевозможные распевки, западающие в душу. Яркие представители классического шаманства, на мой взгляд, — Майк Науменко, Виктор Цой, сейчас это Саша Васильев (группа «Сплин»). У тебя же шаманское начало выражено ярче, чем у них всех.

— Вижу одно: я в хорошей компании (смеётся). Про Майка могу сказать, что он настоящий поэт и интеллигентнейший, глубокий человек. Его музыка цепляла, потому что он пел сердцем. Что такое шаманство?.. Мне кажется, ты имеешь в виду элемент интуитивного, подсознательного, который всегда присутствует в поэзии. Ещё Маяковский писал: «Поэзия — вся! — езда в незнаемое». Незнаемое — это разговор левой стороны с левой стороной, разговор подсознания с подсознанием. Когда говоришь о вещах, которые нельзя описать словами, зритель тебя понимает, но тоже сказать не может. Как две собаки разговаривают на одном собачьем языке. Говорите слова любые: «Я встаю и подхожу к открытому окну, вызывая тем самым весь мир на войну». А на самом деле песня о любви, но любовь велика и неописуема. Ты это имеешь в виду, говоря о шаманстве? Само это слово звучит как-то странно: можно вообразить, что я выхожу на сцену и начинаю камлать. Вовсе нет — я спокойно пою очень прозрачные песни. Самые настоящие шаманы во всех смыслах — это группа «АукцЫон». Я имею в виду подсознательность поэзии и моторность музыки, которая цепляет ещё и тело.

— Саша Васильев (он недавно был у нас в гостях), когда услышал имя Ольга Арефьева, сказал: «Да, это мощно! Это такие тексты — ой-ёй-ёй! — я сижу и всегда слушаю, не отрываясь».

— Очень приятно такое слышать. Я об этом не знала, поэтому радуюсь вдвойне. Про Сашу Васильева могу сказать, что он берёт голосом. В его голосе есть внутренняя хныкающая нотка, цепляющая, особенно женщин. Я как женщина начинаю вибрировать, когда слышу его голос. При этом у Васильева в текстах есть здоровый элемент лёгкого абсурда, который очень сильно даёт по башке. «Как краевед тебе, голуба», отмечу это с большим удовольствием».

— Сейчас мы послушаем песню «Поцелуй в глаза». В связи с этим вопрос: что для тебя смерть?

— Недавно я поняла, что я подразумеваю под словом смерть. Жить и учиться в школе жизни, не думая об экзамене, по меньшей мере безрассудно, поэтому смерть мы должны любить, о ней помнить и к ней быть готовыми. Это самое верное состояние воина — когда ты всё это любишь, весь мир, который прекрасен, но ты в любой момент должен быть упакован. Есть такая молитва: «Да не похитит меня наглая смерть неготового»(*). Надо быть готовым к встрече с Богом.

[Звучит песня «Поцелуй в глаза»]

— Ваше любимое время года?

— Лето не люблю, потому что жарко. Зиму люблю, потому что есть чем дышать. Весну не люблю, потому что авитаминоз. Ещё я люблю золотую осень, потому что у меня день рождения в это время и потому что тогда бывают очень долгие, бесконечные закаты. Я фанат закатов.

— Кто ты по знаку зодиака?

— Не скажу!

— Скорпион?..

— Супер! Нет, всё мягче и спокойнее, и безопасней. Я всем кажусь каким-то… Ты уже меня с кем только не сравнил: со скорпионом, с питоном Каа. Ха-ха! С коброй сама себя сравнила.

— Какие Вы любите залы? Какой должна быть обстановка, чтобы Вы выложились на все сто процентов?

— Я боюсь огромных залов, в них тяжело играть. Надо, чтобы зал был уютным, полным, а звук хорошим. Всё очень просто.

— Вы девушка красивая, поступают ли предложения руки и сердца от Ваших поклонников?

— Они меня боятся! И правильно делают! А автографы я даю организованно. Если бы ко мне все приставали, я бы боялась по улицам ходить. Я с огромным удовольствием завожу массу знакомств, но не в качестве Ольги Арефьевой, великой и ужасной. При этом яростно скрываю свой род занятий. Я люблю людей, но не люблю, когда меня воспринимают в качестве Ольги Арефьевой. Сразу же начинают разговаривать деревянно, у людей дрожат коленки и они начинают спрашивать меня о творчестве и о концертах. (негодующе) Как будто мне с утра до ночи интересно разговаривать о станках! Я люблю разговаривать обо всём чём угодно.

— Оля, я видел тебя пару раз по телевизору. Ты выглядела сковано перед экраном, создаётся впечатление, что ты боишься видеокамер, направленных на тебя.

— «Ну ты как психиатор, в натуре!» (смеётся). Это я процитировала фразу из Гайдука, из моей любимой «Сказки про Мышу». Не знаю, боюсь я камеры или нет. Меня наоборот стимулирует присутствие людей, зрителей, камер. Я становлюсь другим человеком. Может быть, на сцене я себя веду скованно, потому что я привязана, с одной стороны, к микрофону, стоящему на стойке, с другой стороны — руки держат гитару, и ни вправо, ни влево я не могу дёрнуться. Могу только бровками эдак двинуть. Была советская карикатура — показывают шахматный турнир, и жена мужу кричит: «Беги скорей смотреть момент, когда Спасский двинул бровью!»

— На сцене ты совершаешь такие телодвижения (с гитарой), что создаётся впечатление, что всё это хорошо отрепетировано. От тебя прям прёт сексуальность, когда ты стоишь на сцене.

— Рассказывай, Гиви, рассказывай (с кавказским акцентом). Я обожаю танцевать, хоть не очень хорошо пока умею это делать. Я постоянно с безумной самоотдачей занимаюсь танцами и узнаю много интересного и о себе, и о мире, и о человеке, и о потоках энергии, которые управляют им. Но на сцене я это не могу применять. Видимо то небольшое движение, которое я смогла сделать, ты заметил. Это приятно, значит всё не зря.

— Ольга, почему Вы до сих пор не стали всенародно любимой и повсеместно популярной?

— Во-первых, я не очень стремлюсь, потому что для этого нужно лезть на ящик, локтями пихаться. Это такая своеобразная игра со своими правилами — нужно всё время говорить: «Дорогие зрители, как я вас люблю! Всё прекрасно, этот мир замечателен». Я же могу себе позволить не бегать по ящикам, говорить, что я думаю, петь то, что хочу. Мне творческая потенция дороже. К тому же, чтобы играть в эти игры, здоровье нужно бешеное.

— А если бы появился богатый дядя, который решил вложить в тебя огромную сумму, ты бы пошла на это?

— Почему-то всё время задают этот глупый вопрос. Дядя опоздал. Я уже сформировалась во всех отношениях и поняла, что мне всего дороже в жизни возможность искренне жить. Я буду петь и писать, когда мне хочется, не относясь к этому как к тяжёлой работе (хотя это тяжёлая работа). Звезда — это призвание. Леонтьев, например, без славы как без плюшек. А я хочу спокойно ходить по улице, не боясь, что на меня накинутся одуревшие поклонники. Мои поклонники — это сливки, это не любая тётя Таня и не любой дядя Ваня. Хотя конечно я буду рада, если они меня полюбят, но я не хочу опускаться, а хочу поднять их до себя. Кстати, вчера на домашнем застолье мы хором пели песню, раньше исполнявшуюся Леонтьевым «Там в сентябре». Это единственная его песня, которая нравится.

— Большая любительница советской поп-музыки Ольга Арефьева?

— Из всей поп-музыки — одна единственная песня. Это вовсе не поп-музыка, а сложнейшая и навороченнейшая вещь с огромным количеством чувств и очень тонких интонаций. Он в своё время это спел, таким он остался для нас, а дальше — он для них.

— Почему Вам близки такие две совершенно разные группы как «Ковчег» и «АукцЫон»?

— Группа Ковчег мне близка по жизни (у меня нет другого выхода, ха-ха-ха!), а «АукцЫон» мне просто нравится. Меня голос Лёни Фёдорова цепляет за какие-то внутренние струны в районе солнечного сплетения. Когда я слышу это его нытьё…

— Саша Васильев плаксивый, здесь — нытьё. Все плачут.

— Женщины в мужчинах ищут далеко не то, что вы думаете! Я расскажу историю, как мы собирались на костюмированный бал. Всех нарядили, а одному мальчику не хватило костюма, и я приплела ему косу длиною ниже задницы, точно его цвета. Мы протанцевали весь вечер, а в конце он подошёл ко мне с горящими глазами и сказал: «Я просто не верю своим глазам — все девушки мои! Они, когда видят эту косу, просто падают штабелями. А я-то думал, что надо быть Шварцнеггером, обезьяной, чтобы женщину поразить». Женщину поражают нежностью, тонкостью, чувствительностью. И девушки, когда видели эту косу, сразу говорили: «Ой, можно потрогать?», а дальше уже падали.

— Ольга, что есть для Вас война?

— В песне «На хрена нам война» подразумевается Вавилон, Майя, иллюзорный мир иллюзорных ценностей — денег, карьеры, власти. Уход с войны в этой песне — уход в жизнь вечную. В этой песне все не умерли, а родились в Боге. В этом Вавилоне их уход выглядит как смерть, но эта песня про победу, а не про проигрыш.

— Оля, пожелай что-нибудь нашим радиослушателям.

— Люди, весна! Что я могу пожелать? Давайте я лучше прочитаю своё одностишие: «Я слышу март по собственному МЯУ!»

Беседу вёл Николай Орловский
Расшифровка текста — Мария Сербинова


* Полный вид цитаты: «Госпоже Богородице, помилуй мя грешного, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия.» (Канон покаянный, песнь 4)
Пока искала цитату про наглую смерть, обнаружила, что «наглая смерть» означала когда-то насильственную смерть, убийство.