Вечерний клуб. «…а КОВЧЕГ все плывет…»

Статья Константина Елгешина в газете «Вечерний клуб» «…а КОВЧЕГ все плывет…» 12 февраля 1998 года.

…Удивительно, как глубоко и точно Ольга смогла передать всю психологическую гамму идей растаманства: даже такие известные наши рэггей-музыканты как Олди или Гера не сумели с таким же кайфом отобразить весь оттяг, свойственный этой музыке — настоящей душе рок-н-ролла.

Про Ольгу Арефьеву, кочующую вот уже восемь лет по волнам российской рок-музыки, писать легко и одновременно сложно: ее душа настежь открыта в ее песнях, зато обыденная жизнь полностью сокрыта, в основном из-за нежелания участвовать в различного рода «светских» тусовках. Но писать об Арефьевой нужно — она того по праву заслуживает. И, конечно же, нынешние аншлаговые заходы в гавани лучших московских площадок не были следствием беззаботного плавания в тихих и теплых водах. Хрупкая и стеснительная девочка Оля впервые попробовала запеть в своем родном городке Верхняя Салда, что в Свердловской области, где дома она училась вокалу в основном по народным песням и — особенно — по репертуару Пугачевой времен «Зеркала души». Родители к ее пению относились индифферентно и настаивали, чтобы Ольга после школы шла в какой-нибудь серьезный вуз. Юная Арефьева была послушной дочерью и честно проучилась два года на физическом факультете Свердловского Университета. Но музыка оказалась сильнее физики, и Ольга попала в музыкальном училище. Мама была в шоке, но ее дочь уже сделала выбор и отправилась в то бесконечное путешествие, которое через несколько лет привело ее к известности и даже культовому статусу в среде любителей «реггей» и почитателей музыки в духе Лорины Маккеннит.

В столицу же Арефьева попала прямиком из города Череповца, где она спела несколько своих песен на фестивале, посвященном памяти Башлачева. Первый же выход на московскую сцену был знаменателен: она дебютировала не где-нибудь, а в Центральном концертном зале «Россия». Тогда же, в 1990-м году, собирается первый экипаж КОВЧЕГА. Они играли «в акустике» вещи, которые Ольга рождала скорее душой, чем умом или знанием — иначе чем объяснить, как из одной лишь строчки «идут лесорубы зари» могла появиться такая красивая композиция как «Лесорубы»? Каким сильным духом надо было обладать, чтобы написать вещи «Ночь в октябре» или «Черная флейта»?

Тем временем, на КОВЧЕГЕ менялись люди; в Гнесинке, где Ольга стала учиться, ее преподаватели — Гелена Великанова и Иосиф Кобзон — пеняли ей за то, что она «использует» свой репертуар в учебном процессе. Но песни приходили к ней одна за другой — и ее сильный и красивый голос все чаще и чаще распевал их по легендарным хипповским флэтам, московским и питерским рок-сценам. Чуть позже она услышала ДЖА ДИВИЖН. Тогда-то над КОВЧЕГОМ и распустился вольный трехцветно-ямайский рэггей-парус. Он понес ее вперед, и скоро под Арефьеву оттягивалась вся наша рок-тусовка.

Удивительно, как глубоко и точно Ольга смогла передать всю психологическую гамму идей растаманства: даже такие известные наши рэггей-музыканты как Олди или Гера не сумели с таким же кайфом отобразить весь оттяг, свойственный этой музыке — настоящей душе рок-н-ролла. В 1995 году произошел еще одно событие, которое прибавило Ольге уверенности в правильности выбранного ею курса: к Пятидесятилетию Победы делегация из ФРГ приехала в Россию, чтобы отобрать кое-кого для взаимного культурного обмена. Из более чем сорока предложенных им групп и исполнителей (а среди них, между прочим, был весь спектр наших рок- и поп-звезд) немцы предпочли КОВЧЕГ, и Арефьева две недели плавала на нем по германским городам и весям. В том же году вышел в свет ее первый компакт — «БАТАКАКУМБА». К сожалению, этот отличный альбом, который поначалу раскручивали даже на «Европе-плюс», пока остается единственным в ее дискографии. Правда есть еще старая запись АКУСТИК-КОВЧЕГА 1993 года с гениальным питерским виолончелистом Петром Акимовым, и Ольга надеется, что эту программу она все-таки сможет выпустить, записав более качественно. Есть еще несколько концертных полупрофессиональных записей, но, естественно, они оставляют желать лучшего. А ведь песен у Ольги, как минимум, альбома на три — когда же, когда их можно будет слушать и дома?! Ну, а пока для любителей творчества Ольги Арефьевой остается одно: почаще посещать ее концерты. Кто она больше — певица, поэт или музыкант — вопрос абсолютно не главный. Важно, что эта женщина, одухотворенная своим призванием, сегодня по праву занимает место в числе наиболее оригинальных и талантливых исполнителей нашей рок-сцены, не размениваясь по мелочам и не гоняясь, как многие, за сиюминутной, скороспелой популярностью. У нее есть полный набор атрибутов, сопутствующих известности: свой фан-клуб, состоящий из преданных поклонников, свой, узнаваемый всеми, имидж, есть даже своя WEB-страница в ИНТЕРНЕТЕ… Не хватает, как всегда, одного: средств на качественную студийную запись. Что ж, пожелаем Ольге и ее КОВЧЕГУ удачи и семи футов под килем — все остальное она добудет своим трудом и талантом.

Константин Елгешин