Новые известия. «С «отвязом», «торчем» и без этикета»
Статья Михаила Марголиса в газете «Новые известия» от 31 октября 98г. «С «отвязом», «торчем» и без этикета.»
…Вот Ольга пела в 92-м: «Я звала короля, а пришёл мыловар!», а Александр Чернецкий из «Разных людей» то ли случайно, то ли в ответ продолжил в 98-м: «Ты ждала принца, а пришёл Мойдодыр!»
Помимо генеральных течений — «попсы», рока, бардовской песни и т.п. — в нашей музыкальной гамме удивительно сохраняются почти камерные сообщества. Иерархия в них тоже, между прочим, есть, хотя толкотни у пьедестала,слава Богу, не заметно. Все схоже чувствующие конкуренты более или менее приятельствуют, иногда даже переходя из проекта в проект или участвуя в чем-то совместном. К когорте безусловных лидеров слегка эстетствующей среды принадлежит внешне мажорная (не в слэнговом понимании термина) и отнюдь не радужная в творчестве своем Ольга Арефьева с командой «Ковчег».
Если не считать появлений поющей фемины в безвременно почившей программе Дмитрия Диброва «Антропология», можно сказать, что ТВ и Арефьева ходят разными тропами. Пресса тоже не отслеживает каждый нюанс ее деятельности и биографии. Однако известна Ольга достаточно широко и, можно сказать, популярна. Концерты «Ковчега» проходят, как правило, при аншлагах, и группа имеет не только устойчивую аудиторию, но даже фан-клуб.
6 февраля сего года ребята выступили с длинным «сольником» в ЦДХ. «Сольник» растянулся на сборник из двух полноценных компакт-дисков под названием «Сторона от», которые вышли недавно на лэйбле «Отделение ВЫХОД». Впрочем, это не совсем «сольник», взаимопомощь братьев по духу проявилась и здесь, на «разогрев» Арефьева выставила «известного ранее в андерграундной среде, но несколько лет не выступавшего основателя группы «Серый брат» Дмитрия Кантора», который в сопровождении «ковчеговского» виолончелиста Петра Акимова пропел три песни. Затем под овации вступила сама героиня.
Авторы альбома специально перенесли на аудионосители именно концертную, «живую» запись, дабы не понизить «высокий градус отвязанности». Хотя про «отвязанность» я не совсем понимаю. Если и применимо такое определение к Арефьевой, то совсем в других ее работах. В «Стороне от» данное качество можно заметить разве что в композицми «Дуб зеленый», где обладающая интересным вокалом Ольга демонстрирует конкурентоспособность по части фолк-рока с Жанной Бичевской, опираясь на древнеиспанскую лирику, и еще, наверное, в теме «Поющая Майя». По выразительности и музыкальности последняя вещь, возможно, лучшая в цэдаховской подборке. В целом же песни Арефьевой минувшего десятилетия сплетаются в лиричную, слегка претенциозную и весьма минорную гирлянду. «Отвяза» не получается. Выходит временами красиво, достаточно талантливо, фрагментами умно, но иногда однообразно-уныло. Композиционно наиболее привлекательна затяжная «Черная флейта», по нарастанию экспрессии — «Мыловар». Кстати, удивительно похоже иногда рассуждают наши сочинители. Вот Ольга пела в 92-м: «Я звала короля, а пришел мыловар!», а Александр Чернецкий из «Разных людей» то ли случайно, то ли в ответ продолжил в 98-м: «Ты ждала принца, а пришел Мойдодыр!».
Арефьеву многие причисляют к звездам хипповской тусовки. Это ерунца. Такой тусовки ныне и нет попросту, стилизация под «пипл» некоторых отпрысков — не в счет. «Ковчег» близок разнообразной просвещенной публике с рокерской сутью — от студентов до кого угодно. Арефьева — это неплохая поэзия, спетая под нетривиальное сочетание гитары, виолончели, мандолины, флейты и перкуссий. Сам набор выразительных средств формирует определенную категорию слушателей. В Арефьевой как будто бы есть понемногу от каждой оставившей в России след поющей дивы — от Насти Полевой, от Янки Дягилевой, от Жанны Агузаровой и других. Если Ольга обойдет стороной подростковые памфлетные взвизги, какими нагрузила вторую часть своего сборника: «Это не рок», «Бом, колокол, бом», «Дорога в рай», статус ее творений только повысится. Скоро она презентует новый альбом, подождем…
Михаил Марголис