Вы бы хотели иметь рабов? Не спешите смеяться, злиться или равнодушно качать головой.
Хотели бы, чтоб вас обслуживали, по щелчку удовлетворяли ваши потребности и прихоти, в том числе эмоциональные и сексуальные? Хотели бы иметь в распоряжении людей, которыми можно помыкать, к которым можно относиться как к вещам и расходному материалу, или домашнему скоту? Людей, чьи чувства можно не учитывать, о чьем здоровье и счастье можно не заботиться, но которые будут вам подчиняться? На кого можно орать, кого можно унижать, бить, кого «можно» насиловать? Кого можно списать и выкинуть, если тот заболел, состарился или не нравится?
Если вы с негодованием ответили «нет» – отлично. А теперь без негодования, но внимательно.
Человечество изобрело разделение труда. Одни трудятся, другие торгуют, третьи начищают оружие, четвертые думают и планируют.
Но оказывается, тот, у кого оружие, начинает воображать, что он умнее всех, раз у него гашетка. Каждый, кто со своей фигуральной башни танка наводит прицел на мир, сразу попадает в искушение отдаться сладкому чувству, что вот, наконец-то, его боятся и уважают, он тут царь горы.
Искушение очень мощное, противостоять ему может только очень цельный и взрослый человек, но он-то как раз и не заинтересован в том, чтобы оказаться в роли наводящего дуло.
Ему и так хорошо, и не нужно никого убивать и насиловать, чтобы почувствовать себя значимым, а свою жизнь – осмысленной. Он и так осмыслен.
Насилием свою значимость повышают и имитируют самые потерянные и неуверенные. Кто-то для этого ищет возможность насиловать отдельных людей, кто-то – насиловать страны.
Культура меняет людей – помогает проделать путь из тех, кто способен на Бyчy, только поскреби, только дай оружие и позицию безнаказанности, – до тех, кто не сделает так больше ни за что.
Изменения в человеке, которые производит культура, происходят очень медленно, и начинаются с детства. Даже с детства родителей. Даже с детства бабушек и дедушек. Несколько поколений надо. А вот разрушать, убивать, насиловать, взрывать – это быстро. Создать дворец – годы и десятилетия работы, притом, высококвалифицированной, требующей подготовленных инженеров, архитекторов, строителей, которые готовились всю жизнь. Создать великую музыку – чтобы стать тем, кто это может, нужна вся жизнь, и не одна. А разрушить – одна бомба, одна пуля, один костер из рукописи и инструмента.
То же с человеком. Тот, кто вырастил и воспитал с нуля хотя бы одного человека – уже не так запросто будет жать на гашетку, как будто это злая игрушка. Тот, кто лечил годами, знает, сколько борьбы только за одного человека. Сколько боли даже в одной части одного тела. Тот, кто десятилетиями создавал и исправлял сложное и тонкое, хоть в материи, хоть в живых тканях, хоть в нематериальном, тот уже с куда меньшей вероятностью пойдет пытать, грабить и насиловать.
Культура – это не одна песенка, это огромный, медленный чрезвычайно трудоемкий в каждом человеке процесс. Искоренение в себе жадного, жестокого и лживого дикаря путем постепенного понимания того, что всё в мире испытывает боль и чувствует красоту, что бороться имеет смысл только за то, чтобы боли стало меньше, а красоты больше. И бороться прежде всего внутри себя. В том числе на развилках: стрелять-не стрелять, грабить-не грабить, проклинать-не проклинать.
Разрушение всего созданного и круговое воспроизводство травмы – это встречный поток, который пожирает и растаптывает казалось бы всё созданное. Иногда кажется, что силы неравны. Но это темные моменты. Верить или не верить в человечество? Это всегда решается внутри каждого человека, внутри каждого такого события. Граница проходит внутри нас. И еще граница проходит по детям. Им доступнее всего всего возможность вырасти новыми людьми, но их системно калечат и делают из них продолжателей ненависти, темноты и войн. А потом они калечат уже своих детей.
Границы проходят не по странам, городам и языкам. Не по манере одеваться, не по еде и архитектуре.
Границы проходят внутри – по тому, кто мы сами, созидаем или разрушаем, спасаем или предаем, развиваемся или деградируем, анализируем или огульно упрощаем. По тысяче мелочей, которые не мелочи.
Потому для меня родные – люди по всему миру, которые размышляют (а не повторяют отравленные формулы), меняются в лучшую сторону, творят, служат красоте, гуманности, просвещению. Которые развивают, двигают себя, и через себя в итоге – человечество, в лучшую, божественную, сторону. Родные – мои слушатели во всем мире. Родные – и чьими плодами я восхищаюсь, за кем тянусь.
Но не те, кто хочет порабощать, объегоривать, грабить и насаждать мрачную власть насилия силой кулака. Такое устройство «порядка» неизбежно вырождается в концлагерь. Таким людям нечего дать миру. У таких получается только отнять и испохабить то, что создали другие.
Но именно они маниакально борются за власть. Мне, например, личная власть не нужна, я не хочу доминировать, повелевать и раздавливать. Постоянно наблюдаю над собой: я хочу вокруг видеть равных, открытых, веселых и развитых людей. «Я никому не хочу ставить ногу на грудь» (с). Хочу доверять, не закрывать дверей, не бояться. Не властвовать и не командовать. Но и чтобы мной не пытались командовать.
Сейчас источник уже не найду, но отозвалось. В наш мир его хранителями-кураторами-творцами в своё время было введено зло, как катализатор. Они надеялись, что борьба, которую оно повлечет, моральные дилеммы, интенсивные задачки и выборы, которых нельзя избежать, ускорят эволюцию наших сознаний. Но нет. Выяснилось, что зло разрушительно и расходует непомерно много сил существ на борьбу и войну. Что все достижения разрушаются или не успевают произойти. Война причиняет невероятные страдания, которые не оправдываются полученным опытом. Сейчас эксперимент со злом сворачивается. Вернее, он уже свернут. Но есть большая инерция в привычных путях мышления и действий, в частности, у государственных систем. Отдельные люди гораздо быстрее перестроились и перешли в новую реальность, где анализируют, расхлебывают и обезвреживают прошлое на всех уровнях, от личного до общественного. Но кто-то все еще служит отмершим сюжетам. Отсюда ощущение сюра, чувства ужаса и омерзения, которые мы коллективно испытываем. Это не картонные декорации, но это все же они.
В Китае сегодня настал 4719 год чёрного тигра. Он продлится с 1 февраля 2022 года по 21 января 2023 года.
Китайцы к Новому году делают уборку жилищ, выбрасывают весь хлам и ненужные вещи, скопившиеся за год. Вместе с мусором и хламом они выбрасывают старую застоявшуюся энергию. Убирают дом традиционным красным цветом и его оттенками, стены квартир и домов украшают специальными картинами из бумажных узоров. Приняты и красные одежды. Этот цвет, согласно представлениям китайцев, отгоняет от дома несчастья и горести.
Елку китайцы не ставят – вместо неё подносы с апельсинами и мандаринами по кругу, фруктов должно быть ровно по 8 штук, не меньше и не больше. Праздник встречают фейерверком и семейным застольем.
Древние гадательные кости эпохи Шан (XVI–XI века до н. э.) уже содержали год из 12 лунных месяцев. В него иногда вставляли тринадцатый и иногда даже четырнадцатый месяцы, чтобы компенсировать сползание календаря и сохранить его привязку к природному циклу и солнцестояниям. Уже тогда использовался шестидесятилетний цикл для отсчёта лет и дней.
Идёт вечеринка зверей. Все галдят, веселятся, отрываются, меряются удалью. На середину выходит хамелеон и меняет цвет кожи. – Ну, говорит, кто из вас так может? Все молчат и переглядываются. Тут из заднего ряда вылезает осьминог, выходит на середину и говорит хамелеону: — Ща! Только подержи моё пиво. Подержи моё пиво. Подержи моё пиво. Подержи моё пиво. Подержи моё пиво. Подержи моё пиво. Подержи моё пиво. Подержи моё пиво.
Хотя сегодня мы знаем об осьминогах гораздо больше, чем даже несколько десятилетий назад, но они всё еще непостижимы. В последнее десятилетие осьминоги прославились своей изобретательностью и хитростью. Эти черты не свойственны другим беспозвоночным – таким, как улитки, черви и мухи.
Осьминог способен протиснуться в трехсантиметровую щель, открутить крышку с банки и замаскироваться как хамелеон. Осьминоги могут решать головоломки, использовать инструменты, обманывать, приспосабливать поведение к незнакомым ситуациям, общаться с помощью рисунка и позы и формировать импровизированные социальные связи друг с другом и другими видами. Ни одно другое беспозвоночное не демонстрирует такого экстраординарного интеллекта и гибкости поведения. Но вот откуда у этих головоногих мозг, настолько сильно отличающийся от мозга других живых существ – загадка.
Нервные клетки не восстанавливаются? Не обновляются и не растут? В современной нейробиологии нейрогенез у взрослых – это горячая и даже скандальная тема. Долгое время ученые, доказывающие, что мозг постоянно образует новые клетки и связи, высмеивалась, подавлялись неверующими и скептиками. Опять целая область науки была в загоне лишь потому, что пара влиятельных ученых блокировала ее развитие. Пропустим драматическую историю неверия, перейдем сразу в финалу.
Ноттебом, исключительно грамотный и опытный нейробиолог, прекрасный во всех отношениях человек, занимался исследованием нейробиологии птичьих песенок. У него имелась хорошая, высокочувствительная техника, и с ее помощью он показал, что в мозге птиц каждый год при выучивании новой территориальной песенки появляются новые нейроны.
С учетом того уважения, которым пользовался Ноттебом, а также высокого качества его научных изысканий, скептически настроенным оппонентам взрослого нейрогенеза пришлось примолкнуть. Однако они зашли с другой стороны: мол, птички, песенки, все это прекрасно, но с настоящими животными, с млекопитающими как быть?
Прочитала книгу З.А.Зориной «О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами?» И хочу кратко рассказать вам, что в ней.
Пока мы тут с вами вели войны, обустраивали социализм, изобретали интернет, играли в компьютерные игры и крипту, обезьяны совершили эволюционный рывок. Они стали человеками. Нет, пока не все разом, а только некоторые экземпляры некоторых видов. В частности, шимпанзе и бонобо. А также гориллы. Это наши ближайшие родственники по генетическим веткам. По уровню развития интеллекта антропоиды гораздо ближе к человеку, чем к другим приматам. Как это удалось выяснить? Рассказываю.
«Я перестала верить в Деда Мороза в 5-6 лет. По рассказам родителей я перенесла очередное приглашение этих героев домой под новый год. Рассказала стих, получила подарки. Но потом, когда они ушли, тихо сказала родителям. А Снегурочка не внучка Деду Морозу. Она его жена. – Почему? – поразились родители – А у них одинаковые обручальные кольца!»
«Муж мой, американец, так и не понял концепцию Снегурочки. Ну окей, ёлку переназвали с рождественской в новогоднюю. Санта Клауса переназвали в Granpa Frost, но куда делась Миссис Клаус? В лучших традициях рождества у дедушки Клауса была жена его возраста Миссис Клаус. В очках и белом чепчике. По дедушке была и бабушка, как говорится. — А кто такая Снегурочка? — Это внучка granpы Frosta (Granpa Frost- Дед Мороз). — А что случилось с его женой, миссис Фрост? — Об этом нам никто никогда ничего не говорил. Народу была сразу представлена внучка. — А кто и от кого родил внучку Снегурочку? — Нам об этом тоже никто ничего не сказал. — Мда. Согласись, это более, чем странно, когда дедушка везде появляется с внучкой, о матери которой ничего не известно. — Там ещё был мальчик Новый год. — Мальчик Новый год? Это его Снегурочка родила от непорочного зачатия? Или от порочного? — Про это нам тоже никто ничего не сказал, но я точно помню, что он Снегурочке не сын и не брат. — ????? А вот мне тоже интересно, почему Деду Морозу не придумали жену-бабушку Мороз, бабушку Снежинку или бабушку Зиму? Почему именно молодуха рядом? Кто придумал эту концепцию?»
Кто страшнее – оптимисты или пессимисты? Что будет на планете, если произойдёт нечто, что уничтожит все техноустройства? Например, их съедят злые бактерии.
Оптимисты считают, что техноцивилизация придумает что-то, чтобы продолжить свой разрушительный ход. И человечество будет продолжать свой путь наркотической зависимости от машин и устройств. А значит, пойдет на новый виток гонки с природой: она подкидывает новые вирусы и бактерии – люди изобретают новые антибиотики, вакцины, она разрушает пластики – люди изобретают новые неубиваемые материалы вместо тех, которые уже стали съедобны для бактерий и грибов. Новые несъедобные материалы вновь никем не утилизуются, образуют новые завалы мусора.Люди в скафандрах живут на мусорных кучах или перемещаются из бункера в бункер, где тоже не смогут чувствовать себя в безопасности. Личные капсулы, замененные органы, жизнеобеспечение в ядовитой, опасной и деградированной среде требуют уйму оборудования, выход из строя любого элемента которого – катастрофа.
Мы уже встречались с гибридами на примере лигра – гибрида тигрицы и льва, самой крупной кошки на планете.
Тигры и львы, живя вместе (чего в природе обычно не случается), могут давать потомство, потому что относятся к одному роду пантер.
Наши сегодняшние герои оказались совместимы друг с другом.
Белый медведь и вполне себе бурый гризли внешне явно отличаются, но близки генетически — достаточно, чтобы «межрасовые браки» давали плодовитое потомство. Кстати, известный нам белый медведь — и так потомок гибрида от скрещивания древнего полярного медведя с бурым родичем, что подтверждает состав генов. В общем, они братья, но по причине различия мест обитания и способов питания смешение их линий происходит редко.
Кузнец ходит без ножа, портной без порток, сапожник без сапог, а плотник без дверей. Русск.
В доме плотника нет скамейки, у ворот прорицателя черти песни поют. Китайск.
Жена портного одета хуже всех, жена сапожника обута хуже всех. Английск.
Тот, кто лепит изображение Будды, не поклоняется ему. Китайск.
Лошадь у кузнеца всегда не кована. Финск.
У булочника слуга и собака всегда голодны. Грузинск.
Кожевник без плети, плотник без топорища. Адыгск.
Пьяница без айрака, курильщик без кисета. Бурятск.
Ткач без кушака, гончар без горшка. Узбекск.
Маленькая история из моего детства. Я была дошкольницей или первоклашкой, у меня были кубики с буквами. А папа у меня всю жизнь увлекается всяческими задачками, кроссвордами, головоломками, математикой, шахматами.
И вот папа подходит ко мне и предлагает взять эти кубики и поискать ответ на задачку из журнала, ее он сам не может решить. Надо составить из букв, входящих в слово «авдотка» два каких-то других слова. И вот мы переставляли–переставляли, одно поняли, но второе не смогли придумать. И тут эврика! Я нашла ответ!Это было замечательное слово «катавод»! Вот видите, сколько лет прошло, а я помню. Так велика была моя радость. И так велико было моё горе потом. Папа взял и сказал, что такого слова нет.
Сколько я ему ни доказывала, что ну вот же, как всё просто: взял человек кота и водит его на поводке! – он был непреклонен. Нет бы подыграть бы, согласиться, видя, в какой я ажитации. Но нет, разбил ребёнку сердце. Так мы и не нашли это слово, потом уж прочитали ответ в следующем журнале и забыли, так что я всё еще его и не знаю.
Тут я не плачу, а смеюсь, если что. Это был чрезвычайно правильный опыт, что и говорить. И, может быть, это (конечно, не только это) и сделало меня стихотворцем в будущем.
А сейчас могу сказать, что я была близка к истине, и теперь знаю, кто такой катавод! Это мог бы быть тот, кто ведет за собой хор на катабазис! То есть на котовасию. Тьфу, катавасию.
В древнерусском языке существовала довольно сложная система склонения существительных – использовалось пятнадцать падежей. И только шесть из них сохранились в современном языке и их изучают в школе:
1) Именительный падеж – кто? что?
2) Родительный падеж – нет кого? чего?
3) Дательный падеж – дать кому? чему? (определяет объект-адресат или конечную точку действия)
4) Винительный падеж – вижу кого? что? (обозначает непосредственный объект действия)
5) Творительный падеж – творю кем? чем? (определяет инструмент, вид занятия (работаю учителем), некоторые виды временной принадлежности (ночью) и пр.
6) Предложный падеж – думать о ком? о чём?