Из письма:

Здравствуйте, Ольга!
А 9 августа мы с женой побывали на Вашем концерте в клубе Арктика, за что хотелось бы сказать Вам огромное спасибо.

Концерт проходил в целом по программе Анатомия, т.е. основа — двойник Анатомия, и, соответственно на гитару + виолончель. Хотя, надо сказать, что Сергей Индюков со скрипкой вписался сюда очень удачно, тут уже открываются новые возможности в сочетании с виолончелью (некая группа струнных).
За несколько дней до этого мы с женой возвращались из Германии (Геттинген)в Питер через Москву. Там мы созвонились с менеджером «Ковчега» Александром, забили стрелку в Метро и купили у него все альбомы Ольги Арефьевой (что-то на ПМ3 сборниках, а Анатомию и Каллиграфию — отдельно). Поэтому удалось Анатомию изучить вдоль и поперек и сравнить с некоторыми другими вариантами исполнения, что выложены у Ольги на сайте.
Никогда ничего на концертах я не записываю, как запомнил, так запомнил. Не понимаю вообще этой эпидемии с записыванием. Событие личного переживания подменяется тупым документированием — типично для нашего времени.
На концертах Ольги Арефьевой я раньше не был, слушал только в записях. Очень хотелось увидеть, как это живьем, есть ли там магия. На разные концерты хожу с детства. У остальных — хорошая, честная работа. А тут что-то было что-то невероятное по энергетике, особый контакт с залом. Причем, по ощущению ни на что не похоже, что-то свое. К тому же Ольга была идеально в голосе. И творила с чудеса. Особенно запомнилось на Амоне Фэ — потрясающие верха в перекличке со струнными. Вообще нестандартная манера пения Ольги с вокальными экспериментами мне нравится на сто процентов. Слушать интересно — не оторваться.
Контрастная и тонкая игра очень хорошо подчеркивает драматизм песен. Все сделано мастерски. Например, в Комедия дель арте был потрясающий проигрыш — перекличка виолончели и скрипки. Получается этакий камерный ансамбль типа барочного, но с широким арсеналом приемов. Акимов играет от барочного баса континуо до блюза и авангарда. Вообще некий налет старинности в дуэте Арефьева-Акимнов — очевиден. Именно поэтому Анатомия — мой любимый альбом. Восходит к барочным дуэтам типа лютня+виола, причем некая виольность местами видна и в партиях Петра Акимова. Как бы — камерный ансамбль, как живая связь высокой музыкальной культуры от старины до современности, которая (связь) проходит через нас.
Из моих любимых «анатомических» песен не было «Ночи-ловушки» (вот уж совсем старинная — с особым ошущением времени — остановлено)и «Бреда или балета». Зато была куча новых песен, одна лучше другой. Запомнилось про рыбу: и прикол и плакать хочется; а также Температура любви, потом про Красный цвет — классная песня. Потом Гарсон с огурцом — с необычным ходом в конце — про мелодию Мендельсона и закусить огурцом. Потом душераздирающая песня про актера Антона и инквизицию.
Кстати, про «лисиц и ежей» (о гибкости). Безусловно, Ольга Арефьева великая лисица, т.е. гибко чувствует все стили, которые умело перерабатывает, исходя из контекста. Но … последние песни совсем уже ни на что не похожи, что-то вообще новое. По крайней мере, я ничего подобного не слышал. Причем, они сложные, надо бы потом как следует послушать на будущем альбоме (если они туда войдут).
Народ. Поскольку я давно дома не был, меня несколько шокировало поведение людей. Рядом со мной сидел удолбанный в задницу человек, который непрерывно ржал. Но, к счастью, он скоро удалился. Видимо, его немного отпустило, и он понял, что попал не туда. Все время вспыхивали мобильники, несмотря на постоянные просьбы ОА (в Германии ими не пользуются в общественных местах). Какой-то мужик стал снимать из-за колонны на видео, и на персональное замечание ОА вообще не прореагировал. Хотя в целом люди собрались, кажется, очень приятные, интеллигентные, а, главное, совершенно различных возрастов.
Как я писал выше, на концерте Ольги я был впервые. Очень понравилось дураченье Петра Акимова, к которому присоединялся Сергей Индюков. Это, конечно, классный прием, известный со времен Шекспира, когда напряжение трагедии разряжается балаганом. Сейчас это активно используют Альмодовар и Кустурица. Благодаря такой штуке получается полная гамма сильных эмоций, что вообще естественно для человека.
«Мы не востребованы, но зато и не продажны» — Да, у нас культура, безусловно, «валяется под ногами», и мало кому нужна, лежит за пределами средств массовой информации. А ее носители живут так, что иностранцы отказываются в это верить (как научный сотрудник Эрмитажа испытал на себе). Но у этого есть некая другая грань. Благодаря этому наша культура приобретает некое иное измерение (обзовем условно трагической глубиной). И, кроме того, отношения становятся очень простыми и душевными. Забавно было бы представить себе, например, чтобы P.J.Harvey отвечала на письма поклонников, а ее менеджер подвозил ее диски в метро? А я считаю, что Ольга Арефьева круче, шире по культурному диапазону и просто талантливее.
И я там был, и даже цветы Ольге Арефьевой подарил, как называются — неизвестно, но зато, от чистого сердца. Идею подбросила жена. Оказывается, это так страшно, подняться на сцену и вручить цветы. А вдруг она скажет: «Цветы пахнут резко и плохо действуют на связки?». К моему изумлению оказалось, что она при ближнем рассмотрении очень застенчивая и беззащитная. А я такие штуки чувствую инстинктивно.
Еще раз спасибо. Всяческих успехов и здоровья (может понадобиться).

Антон