Это настоящий Альбом!
С точки зрения концепции – вероятно лучший в творчестве Ольги Арефьевой, во всяком случае – самый точный по результату. Группа КОВЧЕГ получила очередную приставку, в этот раз – Кабаре, определяющую характер и настроение материала.
Несколько раньше проектом Шансон-Ковчег О.Арефьева напомнила, что шансон – это нечто большее, чем «приблатнённый» попс. Теперь же альбомом «Джейн» нам напоминают, что кабаре – совсем не синоним варьете, и не оперетта. При общих театральных корнях, это всё же особый жанр с определённой атмосферой. И эта атмосфера удивительно воплощена в песнях новой программы.
Поначалу мне показалось, что название альбома «Джейн» (по одной из песен пластинки) – случайное и не совсем удачное. Когда же стало понятно, что содержание нового диска выстроено по тем же законам, что и недавняя работа Арефьевой – альбом «Театр», то есть, по классическим законам театрального сюжета (экспозиция-завязка-кульминация-развязка-эпилог), тогда всё стало на свои места. Песня «Джейн» — кульминация действия на пластинке. Название акцентирует эту точку, и тем самым, символично бьёт сразу в «десятку».
Этот альбом отличается от всех предыдущих работ О.Арефьевой одной важной особенностью… Мне кажется, будет очень трудно, практически невозможно, понимать и принимать по достоинству каждую песню отдельно, вне альбома. Ну, может быть, за исключением «Хучи-кучи гёрл». Остальные же, в полную силу работают только в концепции пластинки. Иначе, от переживаний героев порочного мира, созданного фантазией автора, случайный слушатель может остаться в лучшем случае – в недоумении, а в худшем – и в негодовании.
Для тех же, кто будет внимательно слушать альбом целиком, уже в первом треке «Клоун Зло» Ольга Арефьева заложила ключ к пониманию скорых неожиданных сюжетных линий, и ещё отдалённого, но неизбежного финала:
Я грех и смех, и знаю я успех,
Бегу по грани хохоча и плача.
Я сделаю вам больно, как иначе?
Театр – место жертв, а не утех!