Ольга Арефьева и КОВЧЕГ «Божия коровка»

Да-да, вы не ослышались. Именно она, «Божия коровка». Та самая пластинка, которую сама Ольга считает неудачной и не хочет переиздавать (тираж кассет и дисков первого издания закончился). Та самая, о которой я столь пренебрежительно отзываюсь, продавая диски ОА на ее концертах.
Но — всё не так просто.
Это история о том, как чуть было не была записана лучшая пластинка Ольги Арефьевой.
На самом деле, электрическая программа, игравшаяся на концертах в 1998-2000 годах (альбом — попытка зафиксировать эту программу в студии), была невероятно сильной, красивой, цельной и драйвовой. Она сфоримровалась после того, как Ольга, расставшись подряд с несколькими соло-гитаристами, решила сделать рокировку музыкантов Ковчега, оставив в группе костяк музыкантов, игравших с ней давно и понимавших ее с полуслова, с полузвука. Миша Трофименко сменил бас на гитару и электрическую мандолину, барабанщик Сева Королюк взял в руки безладовый бас, а за барабаны сел перкуссионист Боря Марков. Сначала это звучало довольно странно и непривычно, но со временем программа становилась все мощнее. Как мне кажется, одним из лучших концертов этого состава было выступление на открытой площадке около входа в ЦПКИО летом 1998 года (тогда играли еще Умка с Броневичком и 2мя саксофонистами, Калинов Мост, Алоэ и еще кто-то). Энергетическим центром был Сева Королюк, он своим невероятным каким-то электричеством, своими басовыми пассажами, этническими вокализами и просто своей харизмой в целом прямо таки вспахивал зал с первой-второй песни, заводил музыкантов и Ольгу. Программа содержит ряд абсолютно хитовых вещей, например открывавшую обычно концерты «Кобылу» с невероятным, феерическим многоголосием (поет весь КОВЧЕГ), красивейшая «Авось и Ёри», эпическое «Моление» (пробирающий до косточек вокализ Севы Королюка в этой песне звучал на каждом концерте по-разному, в записи это наверно невозможно передать) , рОковая «Одинокое время», «Про фольгу»… Большая часть этих песен исполнялась прежним ковчегом, и в электричестве, и в акустике, но наиболее цельно и вкусно они звучали именно в исполнении ТОГО «Ковчега», времен Б.К.
Многие «знатоки» считают альбом провальным, говорят об «убитом» невнятном звуке и отсутствии драйва.
Альбом записывался с минимальными финансовыми затратами, запись, сведение и мастеринг делались силами самих музыкантов. Это сыграло свою роль. Кроме того, именно потому, что программа очень сильная, она очень заметно блекнет в студии. Заметнее, чем «Батакакумба» или «Регги левой ноги» с их простыми речитативными песнями. В т.ч., в записи оказались напрочь убиты барабаны (как-то так записаны, что звучат неестественно плоско), а ритм секция в этих песнях очень важна: по сути, тот «Ковчег» стал как бы ритмическим фоном для песен Ольги, с минимумом сольных партий.
Однако… Однако я несмотря на все это очень люблю эту пластинку. И думаю, не я один. Не только по причине ностальгии по ТОМУ «Ковчегу» (имхо, лучшему составу ОА). Есть в этих песнях какая-то необыкновенно искренняя безнадега и тоска, искреннее и безнадежнее даже, чем в «живых» версиях этих песен. «Про фольгу», «Се ля ви», «Одинокое время», «Армия тепла» звучат невероятно вкусно-тоскливо. Да, совсем не так драйвово, как вживую, но — по-своему красиво. Много красивых гитар и гитарных эффектов наслаивается, образуя шаманский депрессивно-психоделический фон, и вот это цепляет, цепляет по-настоящему сильно.
Послушайте сами.
Да, сейчас у Ольги другой состав музыкантов. К сожалению, все они, кроме Пети Акимова конечно, не столь яркие индивидуальности, да и группа в целом (я про электрический состав) звучит, имхо, достаточно невыразительно и стандартно. Так что эта пластинка — возможность окунуться во времена старого КОВЧЕГА; пусть она и не дает 100%-го представления о том, как это было, но другого варианта, увы, нет.

Северо-западный слон