Ольга Арефьева и группа Ковчег

Театр KALIMBA

Впечатление, оставленное у меня Ольгой Арефьевой после ее концерта.

Пара предложений введения. В детстве, слушая ее песни (в частности, «Дорога в рай», которая наиболее раскручена) мне представлялся образ дамы, внешне, как оказалось, очень похожей на реальную Арефьеву, в очень длинном (до пола) светлом платье, обязательно с босыми ступнями. Ее внешний вид почти в точности совпал с тем, что я увидел на концерте. Еще я ее немного боялся, почему — объясню чуть ниже. Еще у меня присутствовал некие обрывки какого-то смутного, нелепого и неявного образа, обретшего свою цельность ровно на концерте.

А образ таков. Для начала представьте себе укротительницу тигров в цирке. Это девушка во фраке и в цилиндре. только менее гламурная, не в розовой блузке, с лицом Арефьевой и, соответственно, ее прической и всеми прочими атрибутами. Вот такой вот солидный, немного суровый образ укротительницы тигров. В этом образе прекрасно сочетаются: сексуальность, опасность, боль (ведь она занимается опасной работой, и каждый раз рискует); она одновременно сильна и ранима, прекрасна и строга, немного надменна, и совершенно недоступна. Образ цирка здесь очень важен, ибо цирк — это образ вне времени. Цирк есть сейчас, и был 100 лет назад, и 200 лет назад, и 300. И традиции, в том числе и в форме одежды, там сильны.

Теперь представьте себе сказочное королевство из не очень определенного времени: не то Средневековье, не то Новое Время, но какое-то смутно расплывчатое, все равно. Это государство из «Королевства Кривых зеркал», или «Черной Курицы». Грубо говоря, вроде как это и Средневековье, но такого откровенного пиздеца, какой был в настоящем земном Средневековье там нет. Но придворные интриги, неравенство, феодализм, ебанутые представления о взаимоотношениях между людьми — хоть отбавляй.

А вот теперь перенесите образ этой укротительницы тигров в число придворных такого королевства и отбросьте у нее все цирковые умения. Грубо говоря, сделайте так, что она никогда не была циркачкой, оставив за ней лишь внешность и те качества, которые были описаны выше. И вот перед нами королевский двор такого государства. В нем все лживо, там одни мыши. Там ужасные законы выживания, все друг друга подсиживают, все темно, выжить там сложно, все время нужно быть настороже, там одни мыши, уход нужно держать востро. Придворные боятся за свой титул, половина живет в паранойе, половина в страхе, но все устойчиво стараются произвести впечатление правильных, верно поступающих, гармоничных и здоровых особей. И вот во всей этой придворной каше со сплошными манипуляциями варится вот эта самая укротительница. В этом же наряде. Это — единственное честное существо, обитающее там. Она идеально знает все эти придворные отношения, более того, она серый кардинал, имеющий рычаги влияния на все такое придворное сообщество. Она единственная, к кому не липнет грязь, но ее все уважают. Она сильна и независима, бескомпромиссна и с усмешкой бросает вызов. Ей одинаково легко отправить кого-то на виселицу, и спасти от темницы. Но ни того, ни другого она не сделает просто так. В глубине души, всех этих придворных она считает идиотами, и это наиболее честное слово, описывающее их.

Но есть люди, которым она может помочь, если те заслужат ее уважение. Эта помощь не будет иметь ничего общего с сюсюканьями и жалостями. Это будет один короткий, четкий и сильный ход, который откроет им нужную дверь — ровно то, что им на самом деле надо. А заслужить ее уважение можно лишь одним способом — иметь тот уровень чистоты и силы, который достоин уважения. Ей хватит нескольких мгновений, чтобы оценить этот уровень силы, и взгляд, с которым она будет это оценивать, содержит в себе и усмешку, и справедливость. И после того, как она сделает свою оценку, уже ничто не будет способно изменить ее решения. Такие, как она, — это подарок на пути главных героев «Черной курицы» или «Королевства кривых зеркал» — таким она, вращаясь при дворе, сделала бы ровно столько, сколько им нужно, чтобы помочь, и ни каплей более, но и не менее, ибо они этого заслужили. Но если ты не прошел — извини. С усмешкой, чем-то напоминающей «ХЭЭЭЙ!» из «Дороги в рай», тебе не будет предоставлено ничего.

Эта женщина идеально независима. Это образ женщины, сочетающей в себе в чистейшей степени женственность и независимость. Ее голос очень хорошо характеризует ее и очень сочетается с ее прямой и стройной фигурой. Это нечто стройное, прямое, вытянутое вверх, как струна, которая дребезжит так, как ее голос. Эта женщина никогда не будет чьей-то женщиной. Она могла бы сделать многих мужчин своими, но ей это не нужно. Она чертовски сексуальна, и многие мужчины желают таких. Но она выбирает себе мужчин. И это не ее мужчины, и уж тем более, она не их женщина. Это просто те, кто заслужил ее уважение и, возможно, любовь в данный момент. Я бы не стал употреблять слово «недоступная», ибо «недоступная» — нечто болезненное, практически недотрога, а такие не излучают силы. Здесь все проще. Просто она выбирает.

Эта женщина одинаково хорошо бы вписалась и в наши XX-XXI века, и в XIX век, и в XVIII, и в Средние Века, и в Древний мир. Это древнее существо, и оно уже столько раз видело все эти людские правила и заморочки, что знает их как свои 5 пальцев, и прекрасно умеет ориентироваться в коварной придворной жизни, сохраняя чистоту и цельность. И потому в детстве я ее боялся (хотя тогда, конечно же, не осознавал, почему), что тому, кем я был тогда, она не то что не стала бы помогать — она даже не стала бы со мной разговаривать.

agent_xcom

Про альбом «Авиатор»

Купили друзья по моей просьбе вчера на вашем концерте ваш новый альбом) Спасибо, очень нравится, страшно слушать! (Но слушаю, разумеется)))

Юля Котлярова

Рок-дивы. Ольга Арефьева и «Ковчег»

Оля давно для меня — наша рок-дива №1. Непросто быть типичной и уникальной одновременно. А ей кажись удается. Что в ней типичного? Только то, что русский рок таков изначально. Пусть от этого начала остается всё меньше и меньше, имея ввиду интеллектуальный уровень, лаконичность и остроту слова. А она эти признаки сохранила и приумножила. Потому что интеллектуальна и поэтична, остра и мелодична, аристократична и безбашенна. И вот тут мы переходим к части второй — уникальности явления. Ведь Арефьева — тот редкий случай, который сочетает в себе всё. На музыкальном поприще она профи. Опять таки в широком смысле. Касается это и образования, т.е. общих канонов музыки, и всего того, что она практикует в этой сфере. А это и всё, что связано не просто с вокалом и пением, а вообще и в частности с голосом, слухом и извлечением звуков. Это работа с телом, от азов его воспитания до основ хореографии. И речь, включая стихотворную теорию и импровизацию с абсурдизмом. И ритм. И фольклор. И дале, далее, далее… Она разнообразна и в стилистическом плане. Ведь вспомнить только все реинкарнации Ковчега: Акустик- Ковчег, Блюз-Ковчег, Регги-Ковчег…

Она универсальна. Она красива. Она проникающая. Такова она в искусстве. Такова в русском роке, делая его много шире тех рамок, куда его пытаются загнать некоторые нерадивые давно стандартизировавшиеся «рокеры». Такова на тренингах и занятиях, которые лично проводит по всем вышеуказаннм предметам. Такова она и предстала в конце октября в Mezzo Forte на презентации нового альбома «Авиатор».

Я не был на её концертах с времен, когда существовал легендарный клуб «Свалка» на Профсоюзной, т.е года с 2001-го. И сейчас, когда она появилась на сцене, сразу стало и понятно, и непонятно. Понятно, что она та же. Тогда в шортах, которые сама же обозвала «Мечта киргиза», сейчас — в траурном красно-черном одеянии. Улыбающаяся и проникновенная. Непонятно другое: как в этом небольшом теле концентрируется столько энергии? Ведь то, что она несет в зал — это шаманизм без преувеличения. Сочетание вокала (а что это за вокал нам известно), пластики, образов на фоне величественности и такого уровня инструментала её преданного «Ковчега», превращают её то в фею, то в ведьму, то… Да в кого угодно из тех, кто может и держать народ в оцепенении,и в следующий момент заставить толпу выйти из себя. Начала она с заводного незатейливого регги «N» десятилетней давности. Помните, про мужика, которому не хватало денег, про белую горячку в виде русалок, про плывущую за новый поворот салаку и вращаюшего головогрудью милиционера. А потом пошел «Авиатор». Он тоже для неё в хорошем смысле типичен. Именно своей разноплановостью и неповторимостью, как и львиная доля арефьевских альбомов. Понравилось всё. И собственно энергичный «Авиатор», и характерный для неё и её одеяния «Саван», и речитатив в «Ассиметрии», и лирическая светлая «Начинай», и откровенно панк-роковая «Сансара», и «Вавилон» разумеется как положено в стиле регги, и акустическая «Семь с половиной». Ну и вкрапления классики. Сама она была без инструмента и на вопрос о причинах этого, улыбнувшись кивнула в сторону своих музыкантов, мол «освободили меня от этой необходимости». И правильно сделали, ибо так она на 200% выкладывается в своем маленьком шоу.

Ну а самым откровением концерта конечно же явилась «Ефросинья», так же один из любимых её образов. Её несколько раз просили на бис.

Дмитрий Баландин

Такого пристального внимания требуют редкие образцы культуры.

«Авиатор» обнажил и обезоружил меня. Это лучший альбом на нашем аудио поле за последнее время. И один из очень не многих, под который я не могу есть, для меня это критерий высокого творчества. Красивая студийная работа, если учесть московский дым лета 2010, вообще нет слов, но она их нашла и спела. С другой стороны, этот альбом требует пристального внимания при прослушивании, я думал что это субъективно, но почитав комментарии других слушателей, понял что это вполне общее место. Такого пристального внимания требуют редкие образцы культуры.
Так, к слову сказать я ещё не совсем пришёл в себя от Авиатора, да и не очень то хотелось. Идеал подползает к нам двух сторон, со стороны исполнителя и со стороны слушателя. Безжалостное сострадание поэзии вплетённой в музыку и ласкает и колошматит, выбивая вековую пыль. Читая интервью, удивлялся на сетования по техно-экономическим проблемам, мне кажется это не главное, важно то, что Авиатор живой альбом. Вокруг выходит столько закавыченной музыки, записанной на дорогих, и очень дорогих студиях, и в результате совершенно немые песни не о чём, о которых забудут раньше чем они зазвучат. Я думаю, с таким творческим потенциалом можно не оглядыватся на технический мейнстрим нынешнего аудио производства. Может кто-то найдёт агрехи в записи, ну там, высокие частоты непривычно высоки, или шумы какие, меня же прёт так, что выносит за пределы этих признаков. Просто слушать не получается, происходит невидимая, тайная практика, процесс преображения мотора в пламенное сердце )

fenn_x

Когда-то я услышал Арефьеву по радио…

…это была «Дорога в рай», году в 98-м. Это произвело на меня огромное впечатление, даже одна песня. Подобный взрыв эмоций по поводу музыки я испытывал еще только один раз — в Питере в 2001, услышав «Ночных снайперов», песню «Рубеж». Достать кассету (а тогда я слушал с кассет) было нереально, к тому же по радио не объявили, кто исполнитель. Так что я всех спрашивал, выпытывал, но никто не знал, кто поёт. Спустя несколько лет, в 2001 вроде, у Джаззи обнаружился диск, который был переписан и маркирован мной как «Орефьева». И оказалось, что песни чем дальше тем лучше. Я не поклоник регги, но был (и есть) сражён наповал. Потом уже я попал на несколько концертов — жизнь и эмоции бьют из неё как водопад. Единственное, каюсь, в чём я завидую масквичам в этой жизни — они могут часто ходить на её концерты и спектакли. Несколько недель назад она выложила в открытый доступ в сеть свежезаписанный альбом. Дескать, все равно будут воровать, а честные люди все равно переведут денег. Все подробности устами самой Ольги — вот тут. Это позволило всяким «поуехавшим» типа меня послушать новое творение. Не скажу, что альбом меня прошибает так же, как ранние (все мы уже другие), но я все еще слышу гениальность во всём этом. Малодушно пропускаю некоторые песни (иногда, не всегда) и наслаждаюсь этой музыкой, что со мной бывает крайне редко последние годы. Небезразличным к творчеству Ольги — рекомендуется настоятельно. Честным людям — подсказка: альбом в рознице стоит 350 российских денег.

votez

Спасибо за концерт в Казани!

Ольга Арефьева — богиня ) фанатею. А еще концерт очень взбодрил и развеселил меня, хотя настроение было самое поганое. Сегодня весь день летаю и даже немного напеваю. Только вот тяжко, что новые-преновые песни, которые ужасно понравились, не скоро удастся услышать

Ной Альбиной

Про одну Ольгу…

«… но я хотел бездонное, я улетел!» — авт. О.А.
Вот и настал мой черед взрослеть. Я думаю этим психоэмоциональным процессом управляет в большей степени подсознание, нежели сознание, но тем не менее… В этой заметке я напишу про человека, который помог мне начать задумываться над некоторыми очень важными вещами в жизни — этот человек Ольга Арефьева.
В этой заметке лишь мое личное мнение, мои впечатления и мысли о её музыке и творчестве, возможно, все совершенно по- другому. Итак, начинаю:
Жили были два Павла, и однажды один Павел позвал другого на концерт какой-то непонятной группы «Ковчег» в Театр Эстрады в Петербурге. Нашлось время, деньги, и вялое любопытство. Стояла ранняя весна, темнота пришла рано и вместе с ней холод. Прошлись по каналу Грибоедова, зашли в кабак и накатили по традиции перед концертом по 100 гр. боевых для улучшения слуха. Бодрым шагом двинулись на концерт. Настроение «щас спою»! Зашли в зал, и присели в передние ряды на свои честнооплаченные места. На сцене полумрак, стоят инструменты, музыкантов еще нет, из колонок звучит несвязный заспанный женский голос плюс фоном всякие разные любопытные звуки. Прошло некоторое время и под аплодисменты вышли музыканты, последней она — худая строгая женщина в темном платье и присела на высокий стул. Сразу предупредила зрителей, что не надо фотографировать, или она будет весь концерт петь с закрытыми глазами. Дружить со зрителями она явно не собирается, подумал я. Запела — «голосища, что у дьякона», понеслись в голове ненужные цитаты из классики. Одна из защитных реакций современного человека это насмешка, у человека неглупого и над собой. «Это я хорошо зашел», — мелькнула мысль после первой композиции. И полились дальше песни — странные, грустные, страшные, тихие, громкие, цвета белого и цвета черного. Волна за волной накатывали они на меня, и понял я что тону. Хотелось смотреть бесконечно на это лицо, хотелось понять, что происходит со мной, но я не мог. Я понял одно, эти песни мне безумно нравятся, что эта самая Арефьева Ольга настоящий джедай, она знает, как управлять «силой». В этих песнях в их стихах огромное количество образов, зарисовок. Они сменяют друг друга порой с такой быстротой, что успеть понять и прочувствовать их тяжело, мне порой и невозможно. Надо слушать много раз и лучше еще прочитать стихи на бумаге. На концерте я порой останавливался на одной фразе и «переваривал» её по минуте. Оставалась мелодия. Оставалось это лицо на сцене — лицо просящее, лицо юное, лицо старухи, молящееся, радостно- просветленное, мрачное, то с улыбкой то без намека на возможность таковой.
В антракте я ходил как боксер после нокдауна. Тело по привычке вело себя как обычно, ходило и говорило то, что он него ожидал друг Павел, голова же никак не могла вернуться на плечи. Эти песни заставляют наслаждаться и начинать думать. Второе отделение оказалось веселым и радостным. Были танцы, были наивеселейшие озорные песни, было море радости и счастья. Простого веселого счастья — сидишь и улыбка до ушей, подплясываешь сидя на стуле, смеешься и вдруг снова грустишь, но лишь какую нибудь маленькую минутку. Запомнилось, как Ольга танцевала, можно сказать плясала на сцене, а на коде «Комедия дель арте», трясла волосами и мотала головой во все стороны просто по-рокерски. Всячески озорничала и её команда «Калимба» в лице Лены Калагиной, хотя при выходе Лены в первом отделении в гриме под песню «Оборотень» было просто физически страшно. Закончился концерт на ноте восторга и взаимного удовольствия. Аплодисменты аплодисменты!!! Спектакль прошел. Зрители одевались и расходились. В фойе к зрителям на несколько минут вышла Ольга, в футболке и джинсах в тапочках на босу ногу — совершенно обычный человек, гораздо ниже, чем казалась на сцене, в тот момент счастливый и улыбающийся…

pavel_titov

Из письма:

С интересом наблюдаю как ты идёшь по земле из города в город, поджигая зрительные залы, своей красотой и ещё чем-то зашкаливающим в гениальность. я нашел, что у тебя есть много любящих тебя людей, и окружая себя прекрасными музыкантами и танцорами неожиданных танцев, ты иногда поёшь очень больные песни, которые режут меня. Волшебным, проникновенным голосом ты вонзаешь острие своего сознания мне в душу, и в образовавшиеся отверстие насыпаешь споры стихов, и они самораскрываются смыслами, выводящими меня из себя.

Александр

«О песне О.А. «Асимметрия»

Давно хотела это написать, да все руки не доходили. Вот бывает читаешь какие-то стихи или слушаешь песню и думаешь: «блин, это так гениально, но в тоже время настолько просто. И как я сама не додумалась до того, чтобы написать такое.»
А, бывает, думаешь иначе: «бл*. Это гениально. И как такое вообще можно написать?»

elodie_lay